Самостоятельная замена водяного насоса Volkswagen Passat B3

В процессе эксплуатации двигателя внутреннего сгорания крайне важно поддерживать необходимый температурный режим. Перегрев любого компонента силового агрегата неизбежно приведёт к выходу его из строя. Постоянное и эффективное охлаждение двигателя осуществляется с помощью системы жидкостного охлаждения, основным элементом которой является помпа или водяной насос.

Назначение и устройство водяного насоса

Важнейшим элементом системы жидкостного охлаждения (СЖО) современного автомобиля является водяной насос или помпа.

Основное назначение помпы — принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по каналам двигателя и трубопроводам СЖО.

Нагретая ОЖ проходит через радиатор отопителя автомобиля, создавая тем самым комфортную температуру в салоне. В процессе принудительной циркуляции температура ОЖ снижается. Компоненты силового агрегата эффективно охлаждаются и не выходят раньше времени из строя.

Водяной насос имеет довольно простую конструкцию.

Водяной насос Volkswagen Passat B3

Водяной насос имеет достаточно простое устройство

Он состоит из следующих элементов:

  • корпус;
  • неразборная крышка, в которой и размещена помпа;
  • вал устройства;
  • подшипник вала насоса;
  • крыльчатка;
  • сальник;
  • шкив привода.

Замена водяного насоса

В случае неисправности водяного насоса либо устанавливается новый насос, либо меняется помпа вместе с неразборной крышкой.

Крышка помпы Volkswagen Passat B3

При ремонте можно заменить лишь помпу с крышкой

Как правило, шкив привода выходит из строя гораздо реже. Поэтому при замене насоса он обычно не меняется.

Шкив помпы

Замена шкива производится при его поломке или износе

Расположение водяного насоса на Volkswagen Passat B3

На автомобиле Volkswagen Passat B3 помпа расположена в левой нижней части картера двигателя под генератором. Шкив вала помпы приводится в движение клиновым ремнём от шкива коленчатого вала.

Размещение помпы на двигателе Volkswagen Passat B3

Водяной насос расположен в левой нижней части картера двигателя под генератором

Необходимые инструменты

Для замены водяного насоса потребуется:

  • подъёмник, смотровая яма или эстакада;
  • тиски слесарные;
  • газовая горелка;
    Газовая горелка

    Устройство позволяет нагреть и открутить практически любой болт либо гайку

  • динамометрический ключ;
    Динамометрический ключ

    Динамометрический ключ позволяет заворачивать гайки и болты с определённым усилием

  • новая водяная помпа или крышка детали;
    Новая крышка водяного насоса

    Крышка водяного насоса заменяется на новую

  • шесть литров ОЖ;
  • гаечные ключи (рожковые, накидные или головки) на 10, 3, 17 и 22;
  • пассатижи;
    Пассатижи

    При замене водяного насоса потребуются пассатижи

  • раздвижные плоскогубцы для плотного захвата при съёме оригинальных хомутов с проточенными канавками;
    Раздвижные плоскогубцы

    Для съёма оригинальных хомутов потребуются раздвижные плоскогубцы

  • отвёртка;
  • ключ-шестигранник на 6;
    Ключ-шестигранник

    Для демонтажа шкива помпы потребуется ключ-шестигранник

  • ёмкость для слива ОЖ;
  • монтажка;
    Монтажка

    При замене помпы понадобится монтажка

  • наждачная бумага, напильник, нож;
  • герметик.
    Автогерметик

    Герметик предназначен для уплотнения соединений деталей

Работа по замене водяного насоса займёт два-три часа. Помощники не понадобятся.

Детали и узлы, заменяемые вместе с насосом

Обычно при замене водяного насоса меняют ряд других узлов и деталей автомобиля. Дело в том, что ресурс многих элементов совпадает с ресурсом помпы.

Специалисты рекомендуют параллельно с помпой заменить следующие элементы:

  • подшипник на вентиляторе охлаждения;
    Подшипник вентилятора охлаждения Volkswagen Passat B3

    Подшипник вентилятора охлаждения обычно заменяется вместе с помпой

  • ролики натяжителя ремня кондиционера и других приводов;
    Ролик натяжителя

    При замене водяного насоса часто ставятся новые натяжные ролики

  • поликлиновые ремни;
    Поликлиновый ремень

    Поликлиновый ремень тоже удобно заменить вместе с помпой

  • зубчатый ремень;
    Зубчатый ремень ГРМ

    Ресурс натяжных роликов и ремня ГРМ совпадает с ресурсом водяного насоса

  • ролик механизма ГРМ;
  • демпфер устройства натяжения ремня;
  • водяные патрубки;
  • термостат;
    Термостат

    Иногда вместе с водяным насосом меняется и термостат

  • хомуты патрубков;
    Хомуты патрубков

    При установке нового узла рекомендуется использовать оригинальные хомуты

  • шкивы приводов;
  • фланец СЖО двигателя.
    Новый фланец СЖО

    Износ и поломка фланца системы охлаждения приводит к утечке ОЖ

Порядок действий при замене водяного насоса

Процесс замены водяного насоса на Volkswagen Passat B3 с бензиновым двигателем объёмом 1,8 см3 выглядит следующим образом:

  1. От аккумуляторной батареи отсоединяется минусовая клемма (масса).
    Минусовая клемма аккумуляторной батареи

    Перед заменой помпы от аккумуляторной батареи отключается минусовая клемма

  2. В расширительном бачке для ОЖ снимается пробка заливной горловины.
    Расширительный бачок

    Снимается пробка заливной горловины расширительного бачка

  3. При наличии защиты картера двигателя она демонтируется.
    Защита картера двигателя

    При замене водяного насоса необходимо снять защиту картера двигателя

  4. В заранее приготовленную ёмкость объёмом 8–10 литров сливается ОЖ. Для этого ослабляется хомут нижнего патрубка радиатора, присоединённого к помпе, и аккуратно сдвигается в сторону. После снятия патрубка сливается ОЖ. Следует быть осторожным, чтобы не обжечься горячей ОЖ.
    Нижний патрубок радиатора

    После снятия нижнего патрубка сливается ОЖ

  5. Снимается самый верхний из трёх подходящих к помпе патрубков, и в заранее подготовленную ёмкость сливается ОЖ.
    Боковая часть помпы

    С верхнего патрубка также сливается ОЖ

  6. С помощью специальных пассатижей с канавками на губах снимается оригинальный хомут.
  7. Для удаления остатков ОЖ из радиатора печки снимается один из патрубков радиатора и удлиняется подходящим по диаметру шлангом.
  8. Через чистую ветошь, наложенную на торец удлинённого шланга, шланг продувается воздухом. В радиаторе увеличивается давление, и остатки ОЖ удаляются.
    Слив ОЖ из системы охлаждения

    Шланг продувается воздухом через чистую ветошь, наложенную на его торец

  9. С помпы снимается шкив. Он заклинивается подложенным под ремень предметом (отвёрткой или ключом). Затем ключом-шестигранником на 6 отворачиваются три крепёжных болта шкива привода с генератора на водяной насос. Если болты закоксовались, их следует предварительно обработать специальным средством WD-40.
    Демонтаж шкива помпы

    Шкив заклинивается подложенным под ремень ключом

  10. Иногда помпа снимается вместе со шкивом.
  11. После снятия крышки насоса крыльчатка зажимается в тисках. При откручивании болтов шкива рекомендуется использовать WD-40. В противном случае крыльчатка может быть повреждена и станет непригодной для дальнейшего использования.
  12. С помощью ключа-шестигранника, монтажки и ключи на 13 и 22 снимается ремень и генератор.
    Генератор автомобиля

    При замене помпы производится демонтаж генератора

  13. Ослабляются стягивающие металлические хомуты, и отсоединяются подходящие к помпе патрубки.
  14. Откручиваются четыре болта-шпильки, фиксирующих помпу на картере двигателя и болт, расположенный в нижней части защиты ремня ГРМ.
  15. Помпа снимается.
    Крепёж помпы к картеру двигателя

    Помпа снимается с картера двигателя

  16. Наждачной бумагой и напильником обрабатывается посадочное место водяного насоса.
  17. В посадочное место устанавливается новое резиновое уплотнительное кольцо с предварительно нанесённым на него герметиком.
    Место установки помпы

    Посадочное место водяного насоса следует обработать герметиком

  18. Помпа в сборе устанавливается на своё место. Болты крепления заворачиваются с усилием не более 20 Н/м.
  19. Подключаются все патрубки системы охлаждения двигателя.
  20. В систему охлаждения заливается антифриз марки G11 или G12. Можно использовать слитую при демонтаже ОЖ.
  21. Тщательно проверяются возможные протечки ОЖ.
  22. В обратном порядке устанавливаются остальные узлы и детали и компоненты (шкив помпы, генератор, клиновидный ремень привода).
  23. Заводится двигатель и работает до достижения рабочей температуры. Должен сработать вентилятор охлаждения, расположенный на радиаторе.
  24. В течение нескольких минут следует дать двигателю поработать на средних оборотах. Таким образом из системы охлаждения удаляется воздух. Дело в том, что радиатор печки отопления расположен несколько выше двигателя. Из-за этого при смене ОЖ образуются воздушные пробки. Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру с приподнятой передней частью авто (можно заехать на возвышенность). В таком случае воздух из системы удалится гораздо быстрее.
  25. Ещё раз проверяется уровень ОЖ и при необходимости доводится до рабочего.

Если был приобретён лишь насос для водяного охлаждения двигателя, а не вся помпа, после демонтажа выполняется ряд дополнительных действий.

  1. Жидкостью WD-40 обрабатываются восемь болтов крепления насоса к корпусу.
    Технологические отверстия корпуса водяного насоса

    Корпус помпы стянут с помощью восьми болтов

  2. Болты отворачиваются головкой на 10. Рекомендуется предварительно каждый болт для более лёгкого съёма обстучать молотком.
  3. Удаляется старая прокладка между корпусом и непосредственно помпой.
  4. Наждачной бумагой и напильником зачищается корпус.
  5. Устанавливается новая уплотнительная прокладка.
    Место установки уплотнительной прокладки

    При замене помпы меняется и уплотнительная прокладка

  6. Болты крепления крышки затягиваются с усилием 10 н/м. Специалисты не рекомендуют увеличивать усилие.
  7. При обнаружении на корпусе насоса механических дефектов поверхность обрабатывается герметиком. В случае покупки качественной помпы, при использовании прорезиненной металлической прокладки и после тщательной обработки поверхности использование герметика необязательно. Если прокладка выполнена из бумаги, на неё с обеих сторон следует нанести герметик.
  8. Болты крепления помпы и её корпус обрабатывается смазочным материалом (например, обычным солидолом). Это заметно облегчит процесс демонтажа в будущем.

Процесс замены водяного насоса автомобилей Volkswagen Passat B3 с другими типами двигателей практически ничем не отличается от описанного алгоритма.

Видео: замена помпы Volkswagen Passat B3

Количество охлаждающей жидкости

В системе охлаждения двигателя автомобиля Volkswagen Passat B3 в зависимости от мощности циркулирует от 6.3 до 7 литров ОЖ. Помпа расположена в нижней части системы охлаждения. Поэтому при её замене ОЖ удаляется практически полностью.

Однако некоторая часть ОЖ остаётся в блоке двигателя и в отопителе салона. Поэтому объём слитой при замене помпы ОЖ составит около 5–5.5 литров. Очевидно, что такое же количество антифриза должно быть залито в систему охлаждения после ремонта.

Видео: замена охлаждающей жидкости

Замена термостата

При замене термостата необходимо выполнить следующие действия.

  1. Отворачиваются два крепёжных болта.
  2. Снимается специальный пластмассовый фланец.
  3. Извлекается старый термостат.
    Расположение термостата

    Процесс замены термостата довольно прост

  4. Устанавливается новый термостат.
  5. Устанавливается специальное резиновое уплотнительное кольцо.
  6. Пластмассовый фланец возвращается на своё место.
    Фланец термостата

    Фланец удерживает термостат в корпусе

Видео: замена термостата

Замена шкива водяного насоса

Заменить шкив водяного насоса своими руками довольно просто. Возможность ремонта шкива не предусмотрена — он сразу меняется на новый.

Шкив может выйти из строя в результате износа после длительной эксплуатации. Обычно производитель устанавливает разборный шкив, состоящий из двух частей. При замене специалисты рекомендуют устанавливать неразборный шкив, который считается более надёжным.

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • ключ-шестигранник на 6;
  • рожковые или накидные ключи на 13 и 17;
  • отвёртка;
  • молоток;
  • жидкость WD-40.

Процесс замены шкива состоит из следующих этапов.

  1. Предварительно молотком следует аккуратно обстучать три болта крепления шкива.
  2. Резьбовое соединение обрабатывается жидкостью WD-40.
    Жидкость WD-40

    Водотталкивающее средство WD-40 облегчает демонтаж резьбовых соединений

  3. Без ослабления натяжения ремень привода заклинивается отвёрткой или гаечным ключом.
  4. Ключом-шестигранником на 6 отворачиваются три болта крепления.
  5. Ослабляется болт натяжителя ремня в приводе насоса гидроусилителя.
  6. Специальным болтом ослабляется натяжение ремня генератора.
  7. Шкив меняется на новый и закрепляется болтами.
    Шкив водяного насоса

    Процесс замены шкива не представляет большой сложности

  8. Устанавливаются и натягиваются до рабочего уровня ремни гидроусилителя и генератора.
  9. Заклинивается ремень помпы, и болты крепления шкива затягиваются с требуемым усилием.

Видео: неисправный шкив помпы

Замена фланца

Фланец изготовлен из пластмассы. Поэтому со временем и под воздействием перепадов температур он выходит из строя. На корпусе фланца появляются трещины и расслоения, и происходит небольшая утечка ОЖ. Если фланец своевременно не заменить, может произойти перегрев двигателя из-за недостатка ОЖ со всеми вытекающими последствиями.

Несмотря на невысокую стоимость, значение фланца для качественного охлаждения двигателя довольно велико. Поэтому рекомендуется приобретать только новые качественные фланцы.

Фланец системы охлаждения

Фланец играет заметную роль в качественном охлаждении двигателя

В продаже можно найти фланцы как в комплекте с резиновой прокладкой в форме кольца, так и без неё. Рекомендуется приобретать следующие изделия:

  • фланец под датчик температуры ОЖ с отводом под обратку (VAG No037121132Е);
  • фланец под датчик температуры ОЖ без отвода под обратку (VAG No037121132В);
  • фланец боковой правый для отопителя (VAG No026121144Е);
  • кольцо уплотнительное (VAG No037121687).

Замену фланца легко выполнить своими руками. Потребуются следующие инструменты:

  • торцевой ключ на 10;
  • плоскогубцы раздвижные для съёма оригинальных стягивающих хомутов;
  • отвёртка;
  • гаечные ключи на 6 и 8 (при использовании на патрубках обычных хомутов);
  • напильник;
  • герметик;
  • ёмкость под ОЖ объёмом не менее двух литров;
  • резиновый шланг для слива ОЖ из расширительного бачка.

Процесс замены фланца выглядит следующим образом:

  1. Открывается крышка расширительного бочка, и с помощью шланга в предварительно подготовленную ёмкость сливается ОЖ.
  2. От расширительного бачка отсоединяется нижний патрубок, и сливается ОЖ.
  3. Отсоединяются шланги.
  4. При необходимости отсоединяется электропроводка, ведущая к температурному датчику (при замене переднего фланца).
  5. Демонтируются другие детали, препятствующие съёму фланца (при замене правого фланца отопителя).
  6. Откручиваются болты крепления фланца.
  7. Фланец снимается.
  8. Извлекаются старые шпильки.
  9. Напильником и наждачной бумагой зачищается посадочное место. Затем это место обезжиривается.
  10. Если старые шпильки вышли из строя, устанавливаются новые.
  11. На посадочную поверхность нового фланца наносится слой герметика.
    Новый фланец системы охлаждения

    Новый фланец системы охлаждения устанавливается на герметик

  12. Новый фланец насаживается на шпильки.
  13. С небольшим усилием затягиваются гайки.
  14. Если расширительный бачок загрязнён, его промывают водой под давлением.
  15. На свои места устанавливаются патрубки.
  16. Через уплотнительную прокладку-кольцо устанавливается температурный датчик (передний фланец).
  17. Подключается электропроводка.
  18. В расширительный бачок заливается ОЖ.
  19. Запускается двигатель автомобиля.
  20. Как и при замене помпы проверяется герметичность соединений, и удаляются воздушные пробки.

Видео: замена фланца

Своевременная замена водяного насоса обеспечит эффективное охлаждение двигателя и гарантированно увеличит срок его эксплуатации. Тщательно следуя приведённым рекомендациям, заменить помпу самостоятельно не составит большого труда. При этом особое внимание следует уделить качеству приобретаемого нового водяного насоса.