Приобщаемся к прогрессу. Какая коробка передач лучше: робот или вариатор

Какая кпп лучше для современного автомобиляАксиома о том, что было еще вчера необычным, а сегодня уже доступно всем, полностью подтверждается на примере эволюции автомобильных коробок скоростей. Старт развитию современным вариаторам (CVT) был дан еще в середине прошлого века компанией DAF. Чуть позже увидели свет роботизированные переключатели, которые взяли все лучшее от «автоматов» и «механики».

Выбор вида трансмиссии – это серьезный вопрос, возникающий при покупке машины. Что будет удобнее и экономичнее, надежнее и долговечнее — коробка передач робот или бесступенчатый CVT? Рассмотрим преимущества и недостатки этих конструкций.

Особенности устройства роботизированных АКП

За основу взята обычная механическая КПП, в которой ножной привод сцепления заменен электрическим, а рычаг переключения – шестернями, управляемыми электронным блоком. То есть, роль стандартной педали сцепления выполняет гидро- или сервоприводы. Компании Opel и Ford используют в этих целях шаговые электродвигатели.

Учитывая некоторые плюсы и минусы коробки с вариатором, в том числе ее плавность при переходах, разработчики последних роботизированных трансмиссий приняли прогрессивное решение о применении двойного сцепления. Оно обеспечивает моментальное переключение без ощутимого разрыва потока мощности. Конечно, стоимость такой схемы высока, но конструкторы продолжают работать над ее модернизацией.

Автоматизированная «механика» от разных производителей имеет некоторые различия, но узлы, из которых они состоят – общие:

  • сцепление;
  • система управления;
  • механическая коробка скоростей;
  • привод муфты сцепления;
  • привод передач.

Управление переключением осуществляется электронной системой, состоящей из датчиков, исполнительных механизмов и блока-контроллера. Система управления двигателем и ABS плотно взаимосвязаны с блоком, а узлы с гидроприводом дополнительно оборудованы контролем давления в системе.

Преимущества и недостатки коробки передач робот на современных автомобилях

Обычные роботизированные АКП (без двойного сцепления) завоевали популярность невысокой ценой и неплохими показателями топливной экономичности. Большинство современных моделей машин класса A и B комплектуются именно этими агрегатами. К их достоинствам можно отнести:

  • простоту конструкции;
  • доступное обслуживание;
  • экономичность;
  • возможность переключения в ручном режиме;
  • высокая ремонтопригодность.

Ввиду того, что коробка передач робот испытывает большие нагрузки, случаются некоторые проблемы со сцеплением и управляющей электроникой, возникающие после продолжительного пробега без соблюдения норм эксплуатации.

К недостаткам автоматизированной «механики» относятся:

  • паузы при переключении;
  • провалы при наборе скорости;
  • небольшой срок службы сцепления.

Подробно об особенностях роботизированной КП в видео-ролике канала Discovery:

Краткое описание бесступенчатой CVT

Конструкция агрегата имеет два, расположенных параллельно, шкива. Передача крутящего момента осуществляется через наборной стальной ремень, который одет на конические диски. Боковины шкивов в процессе работы сдвигаются и раздвигаются, тем самым плавно меняя передаточное число.

Инновационные инженерные решения сделали этот узел практически «неубиваемым». Но вместе с тем, споры о плюсах и минусах коробки вариатора являются предметом продолжительных споров автомобилистов. Перед тем, как рассмотреть качества бесступенчатой передачи узнаем, из чего она состоит:

  • блок управления;
  • механизм нейтрального положения;
  • механизм заднего хода;
  • вариаторная передача.

Основные плюсы и минусы коробки передач с вариатором

Одно из основных преимуществ этого узла – это отсутствие ступеней и экономичность. Вместе с тем, обслуживание CVT довольно дорогое удовольствие.

Среди плюсов вариаторной трансмиссии нужно отметить:

  • хорошую динамику;
  • увеличение ресурса мотора;
  • отсутствие толчков при переключении;
  • предотвращение буксования.

Следует напомнить, что резкие ускорения для стартового сцепления крайне противопоказаны. Это может привести к необходимости его замены. Также нельзя пренебрегать своевременным выполнением ТО – это первейшая необходимость.

Недостатки бесступенчатой трансмиссии:

  • дорогостоящее обслуживание;
  • сложная система управления;
  • «тугой» старт.

Небольшой видео-ролик поможет Вам получить дополнительные сведения о бесступенчатой трансмиссии:

Таким образом, поклонникам плавности хода и спокойного вождения наиболее придется по душе коробка с вариатором. Водителям с похожими привычками, но умеющим считать «трудовую копейку» подойдет машина с простенькой роботизированной трансмиссией.