Самостоятельный ремонт и замена топливного бака

Основное назначение топливного бака — безопасное хранение горючего. Это наиболее долгоживущая деталь автомобиля. Однако и ей необходим периодический уход и профилактика. Более того, бак может повредиться в результате механических воздействий. Всё это требует знания технологии его восстановления, ремонта и замены.

Восстановление и ремонт бензобака

В современных легковых автомобилях топливный бак обычно установлен в задней нижней части кузова. Это обусловлено как требованиями регулировки центра тяжести машины, так и безопасностью управления. Однако при таком расположении корпус бака постоянно подвергается воздействию дорожной грязи и химикатов, что, в свою очередь, приводит к коррозии.

Даже самые современные оцинкованные баки не могут долго сопротивляться действию ржавчины. Можно сказать, что коррозия — это главная причина протечек в баках.

Люк бензобака

Через люк топливо попадает в горловину, а затем поступает непосредственно в ёмкость самого бака

Требования безопасности

При ремонте топливного бака необходимо соблюдать элементарные требования безопасности:

  1. В обязательном порядке убедиться в том, что машина надёжно зафиксирована на одном месте.
  2. Работы начинать только после полного опустошения, промывки и просушки бака.
  3. Определиться в целесообразности демонтажа бака — иногда можно провести ремонтные работы, не снимая его.
Слив топлива из бензобака

Сливать бензин удобнее всего с использованием специальных насосных установок

Демонтаж топливного бака

В большинстве случаев для ремонта бензобак необходимо снять. Уровень топлива при этом должен быть минимален. Для демонтажа потребуется:

  • плоская и крестовая отвёртки;
  • трещотки;
  • плоскогубцы.

Сам демонтаж осуществляется следующим образом:

  1. Сбрасывается давление в топливной системе — от бензонасоса отсоединяется штекер питания. Обычно насос расположен в самом бензобаке, и добраться до него можно через салон, приподняв заднее сиденье.
  2. Автомобиль загоняется на смотровую яму или сзади поднимается домкратом.
  3. Снизу от бака, ослабив отвёрткой хомуты, откручиваются все шланги.
  4. Со стороны задней балки в любой последовательности откручиваются два болта крепления бака к днищу кузова. При этом следует придерживать бензобак, чтобы он не упал.
  5. Бак аккуратно вытаскивается из-под машины.

Видео: демонтаж топливного бака

Основные неисправности топливного бака

Наиболее распространены следующие неисправности бензобака:

  • пробитый корпус;
  • коррозия;
  • разгерметизация сварных швов.

А если учитывать состояние большинства российских дорог, то становится понятно, почему водители так часто ремонтируют или меняют баки.

Нельзя сбрасывать со счетов и естественную коррозию металла. Чем старше становится автомобиль, тем больше вероятность того, что бак начнёт интенсивно ржаветь.

Коррозия бензобака

Коррозия разъедает металлическую поверхность бака

Ремонт тросика

Для ремонта тросика лючка бензобака можно использовать клей, холодную сварку или пайку. Однако это восстановит тросик лишь на короткое время.

Более надёжный способ ремонта тросика — использование металлических стяжек или проволоки. Обвязывая разорвавшийся тросик, укрепляют его волокна. После этого он прослужит долго.

Тросик люка бензобака

Разорванный тросик можно восстановить различными способами

Ремонт лючка

Лючок — один из самых проблемных элементов топливного бака. При длительном пользовании может сломаться или начать заедать личинка, отвечающая за открытие лючка. Эта проблема решается следующим образом:

  1. Со стороны горловины бака в багажнике снимается обшивка.
  2. От механизма отсоединяется штекер питания.
  3. Выкручиваются болты, и вытаскивается запирающий механизм лючка.
  4. Чаще всего личинка заедает из-за того, что заклинивает шток. Иногда может сломаться сам шток. Поэтому потребуется либо выправить положение штока и смазать его, либо установить в механизм новый прут.

Эти же действия выполняют при замене лючка. После демонтажа запирающего механизма выкручиваются болты крепления со стороны кузова.

Люк топливного бака

Для ремонта или замены лючка необходимо снять запирающий механизм и выкрутить болты крепления

Ремонт вмятин

Небольшие вмятины на поверхности бензобака можно выправить своими силами. Если вмятина появилась снизу, то часто можно обойтись без демонтажа бака.

Для ремонта потребуется компрессор или обычный насос. Порядок действий при этом следующий:

  1. Поднимается заднее сиденье.
  2. Открывается крышка лючка бензобака.
  3. Снимается магистраль, подключённая к датчику уровня топлива.
  4. На место этой магистрали подсоединяется шланг от компрессора.
  5. Полость бака заполняется воздухом под определённым давлением. В это время помощник должен закрывать обратный клапан, расположенный у горловины.
  6. Даже при минимальном давлении и правильной работе с клапанным механизмом вмятины будут устранены.

При этом следует остановить работу именно в тот момент, когда вмятина исчезнет.

Видео: ремонт вмятин сжатым воздухом

я на Витаре выпрямлял бак … Продъехал к знакомому кузовщику, он сунул шланг от компрессора в бак, заткнув горловину тряпкой. Я снизу смотрел. Дунули, он «встал на место»..

Леопольдус

https://forums.drom.ru/kemerovo/t1151437911.html

Заделка швов

Часто на топливном баке расходится шов. Решить эту проблему можно разными способами.

Обнаружил течь в бензобаке. Даже не течь, а сопли. Но постоянно. А так как рядом проходит выходной коллектор, то и опасно. Пытался заклеить пластилином, потом краской. Бесполезно. Эпоксидка будет деражть? Кто-нибудь сталкивался с такой проблемой?

Дервиш

http://forum.uazbuka.ru/archive/index.php/t-113086.html

Самостоятельная заделка швов с помощью традиционной сварки для рядового автовладельца затруднена по очевидным причинам — необходим сварочный аппарат и навыки выполнения таких работ. Поэтому в последнее время большую популярность получила так называемая холодная сварка Poxipol. Это состав, который может качественно герметизировать швы на металлической поверхности. Порядок работ при «холодной сварке» следующий:

  1. Рабочее место очищается от грязи.
  2. Из бака сливается бензин.
  3. Шов обезжиривается и зачищается наждачной бумагой.
  4. На шов равномерно наносится Poxipol и оставляется на один час.

Уже через час в бензобак можно залить топливо и продолжить эксплуатировать автомобиль.

Poxipol

Poxipol достаточно быстро и качественно герметизирует швы на топливном баке

Проверка и регулировка поплавка

Поплавок отвечает за показания датчика уровня топлива. Если поплавок настроен неправильно, реальное количество горючего в баке не будет совпадать с показаниями на приборной панели.

Проверить поплавок очень просто — достаточно заправить полный бак и убедиться в том, что показания на панели приборов совпадают с реальным количеством бензина в баке. И если по мере езды стрелка количества топлива постепенно падает — это говорит об исправности поплавка.

Поплавок на крышке бензонасоса

От правильного положения поплавка зависит корректность показаний датчика уровня топлива

Регулировка поплавка осуществляется следующим способом:

  1. Снимается заднее сиденье из салона.
  2. Отгибается обшивка над лючком бензобака.
  3. Выкручиваются болты крепления, и снимается крышка лючка, под которым в полости бака расположен бензонасос. На крышке насоса находится поплавок.
  4. Включается зажигание без запуска двигателя.
  5. Спица поплавка отводится в крайнее правое положение. Стрелка уровня топлива на панели приборов должна опуститься до нуля.
  6. Если этого не произошло, то поплавок регулируется до тех пор, пока панель приборов не покажет нулевой уровень топлива.
  7. Спица поплавка отводится в крайнее правое положение, которое должно соответствовать показаниям полного бака. Если этого не происходит, поплавок регулируется аналогичным образом.

Видео: регулировка поплавка

Замена защитной сеточки

Защитная сеточка, установленная на бензонасосе, фильтрует поступающее в бак топливо. Она задерживает наиболее крупные частицы примесей и грязи.

Соответственно, сеточка быстро забивается, а потому насос не получает необходимого количества топлива. Водитель может понять, что сетка забилась, по характерному «чиханию» мотора и снижению динамических свойств автомобиля.

Заменить сеточку довольно просто:

  1. Снимается заднее сиденье.
  2. Под обшивкой находится люк бензобака.
  3. Выкручиваются болты, и снимается крышка люка. Открывается доступ к бензонасосу.
  4. Аккуратно отсоединяются топливные магистрали и штекер питания.
  5. Насос вытаскивается из бака. На некоторых моделях отверстие люка меньше, чем диаметр насоса, поэтому оно каким-либо образом расширяется (выпиливается, разрезается ножницами по металлу).
  6. С верхней части насоса снимается сеточка, закреплённая пластиковыми фиксаторами.
  7. Новая сеточка смазывается бензином и устанавливается на насос.
  8. Сборка проводится в обратном порядке.
Старая и новая сеточки насоса

Сеточка бензонасоса задерживает наиболее крупные частицы примесей

Замена горловины

Горловина обычно изготовлена из металла, подвержена коррозии и меняется чаще, чем сам топливный бак.

Горловина бензобака

Иногда вместо горловины устанавливают резиновый шланг

Демонтаж горловины может быть затруднён из-за обширной коррозии. Процесс её замены выглядит следующим образом:

  1. Из бака сливается бензин или двигатель работает до остановки из-за недостатка горючего.
  2. Автомобиль поднимается домкратом.
  3. Снимается правое заднее колесо — открывается доступ к горловине. Все стыки обрабатываются составом WD-40 и оставляются на 10–15 минут.
  4. Отворачиваются металлические хомуты крепления горловины (их можно отрезать ножницами по металлу), отсоединяются все шланги.
  5. Горловина вытаскивается из-под машины.
  6. Место присоединения горловины к баку очищается от грязи и ржавчины.
  7. Устанавливается новая горловина и затягивается новыми хомутами.
  8. Подсоединяются топливные шланги.
  9. Правое заднее колесо возвращается на место.

Видео: замена горловины

Устранение течи

Самая неприятная и опасная неисправность топливного бака — появление пробоин или отверстий, через которые начинает вытекать бензин. Незаметные для глаз отверстия можно найти по следам топлива на баке.

Следы бензина под машиной

Если под автомобилем постоянно появляются следы бензина, то это явный признак течи бензобака

Обычно такие неисправности устраняются с помощью пайки. Для этого потребуются:

  • паяльник (500 Вт);
  • утюг (для нагревания участка бака);
  • легкосплавный припой;
  • паяльная кислота.

Самые мелкие отверстия можно запаять без заплаток — место утечки зачищается, обезжиривается и заполняется припоем. На большие отверстия накладывают заплатки из меди и пропаивают по периметру.

В любом случае после работы потребуется покрыть всё место пайки битумной мастикой с антикоррозийными свойствами — так целостность бака будет сохраняться дольше.

Видео: пайка бензобака

Ремонт бензобака в дорожных условиях

Неприятности с бензобаком могут произойти и в дорожных условиях, когда до гаража или автосервиса добраться невозможно.

Если в баке обнаружилась довольно большая пробоина, её можно закрыть болтом и гайкой. Между ними следует поместить кусок плотной резины.

Мелкие отверстия (например, при попадании небольших камней в сварной шов) можно временно заделать куском ткани, пропитанной обычным «Моментом» или другим похожим клеем. Для более быстрого высыхания на ткань брызгают нитрокраской (она обычно входит в ремонтный комплект современного автомобиля).

Пробитый бензобак

Продолжать движение с пробитым бензобаком чрезвычайно опасно

Разумеется, эти способы восстановления можно считать только временными. Однако этих мер вполне хватит для того, чтобы доехать до своего гаража или сервисной мастерской.

Защита от коррозии

Для защиты топливного бака от коррозии следует поддерживать высокий уровень топлива в баке, периодически красить его и стараться избегать ездить по грунтовым дорогам.

Покраска бака

Правильно подобранная краска способна надолго защитить металл бака от коррозии. В качестве бюджетного варианта специалисты рекомендуют использовать отечественные краски ГФ-021 и ПФ-115.

Я бы покрасил сначала грунтом ГФ 021. Потом краской ПФ 115, слоя три, разведя пожиже, с обязательной технологией сушки каждого слоя. Бак ободрать предварительно корщеткой и обезжирить.

Григорий Б.

http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&i=853785&t=853785

Алкидная эмаль ПФ-115

Краска ПФ-115 обладает антикоррозийными свойствами

Более надёжными являются специальные краски на эпоксидной основе. Они дольше сохнут, но создают более качественную антикоррозийную защиту.

Я бы эпоксидной краской красил, она потвёрже будет. ЭП-140 на грунт ВЛ-02, очень хорошо должно получиться. Самое смешное, что можно таже и изнутри покрасить, тогда ваще вечный бак получится.

Arkie

http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&i=853785&t=853785

Эмаль ЭП-140

Эмаль ЭП-140 создаёт надёжный защитный слой

Внутренняя покраска бензобака позволит сделать его практически вечным. Для этого чаще всего используется эпоксидная краска, так как она легко ложится и удобна в использовании.

Я тоже эпоксидкой обычной покрывал, т.к. тек из-за точечной коррозии. Течи больше нет. Отвердитель и смолу в ацетоне разбавлял. Заливал сию смесь в несколько этапов (порциями). Бак грел снаружи строительным феном, можно на солнцепеке. Быстрее ацетон ипаряется и смола твердеет, только осторожно, делать строго на улице и с расстоянием до фена очень аккуратно. Изнутри все пленкой покрылось. Результат пока мне нравится. Уже второй месяц держится.

Кузз Сан

http://oppozit.ru/post_76802.html

Что может греметь в топливном баке

Появление стука в бензобаке во время езды может быть обусловлено двумя ситуациями:

  • со своей оси сошёл поплавок — стук появляется при его ударах о стенки бака во время движения;
  • ослабились крепления установленного в баке бензонасоса.

При обнаружении проблемы необходимо закрепить издающий звуки узел на место.

Грохот в бензобаке

Для устранения грохота в бензобаке важно правильно определить его причину

Причины нагрева бензобака

Иногда из бензобака во время движения могут доноситься булькающие звуки. При этом сам бак сильно нагревается. Это происходит по следующим причинам.

  1. Неисправна крышка бака, которая отвечает за выпуск паров бензина. Из-за увеличения давления внутри бака появляются посторонние булькающие звуки, а сам бак заметно нагревается. При аккуратном снятии крышки избыток паров выйдет из бака с громким звуком. Рекомендуется заменить крышку бензобака на новую.
  2. Корпус бензобака начал соприкасаться с горячей выхлопной трубой, у которой могли порваться резиновые подвески. Проблема решается установкой трубы на штатное место с новыми подвесками.

Таким образом, самостоятельно отремонтировать и восстановить топливный бак довольно просто. Минимальный набор инструментов, смотровая яма или домкрат, помощник и тщательное выполнение рекомендаций профессионалов — это всё, что необходимо для проведения работ.

Екатерина Ларина
Копирайтер, рукодельница, путешественник
Подробнее