Содержание
Длительная и бесперебойная работа двигателя автомобиля зависит в первую очередь от качества используемого моторного масла. Сегодня на рынке можно встретить не только оригинальные смазочные составы, но и подделки. Некачественные масла изготавливаются из самых дешёвых материалов, способных нанести автомобилю непоправимый вред. Чтобы не столкнуться с подделками и защитить машину, необходимо быть очень внимательным при покупке.
Последствия использования некачественного моторного масла
Мало кто из автовладельцев задумывается о качестве и оригинальности приобретаемых смазочных материалов, придерживаясь мнения, что даже подделка будет смазывать трущиеся детали в достаточной мере. Однако подобные утверждения не просто ошибочны, но и весьма опасны для рабочих узлов автомобиля.
Первоначально моторное масло выполняло одну функцию — снижение трения между деталями двигателя. Со временем диапазон его «обязанностей» расширился и на сегодняшний день включает в себя:
- снижение трения между деталями;
- предупреждение коррозии;
- уменьшение износа деталей;
- охлаждение рабочих узлов;
- очищение поверхностей от нагара.
В качественное масло производителями добавляются различные присадки, что соответствует современным требованиям. Подобный состав способен поддерживать работоспособность автомобиля.
В отличие от оригинала, подделка изготавливается не самыми технологичными способами.
В большинстве случаев для производства подделки используется индустриальное масло, реже и значительно хуже по качеству — смазка для сельскохозяйственной техники, не говоря уже о самых дешёвых добавках и присадках.
Как результат — поддельное масло может нанести двигателю непоправимый вред. Определить подделку можно по симптомам, сопровождающим функционирование силового агрегата:
- повышенный шум от работы двигателя. Некачественное масло в процессе эксплуатации теряет густоту и перестаёт в достаточной мере смазывать детали;
- сложный и тяжёлый пуск мотора в холодное время года;
- появление износа, сажи и нагара на деталях ввиду отсутствия в составе подделки антикоррозионных присадок.
Если вовремя не принять никаких мер и не заменить поддельное масло на настоящее, то двигатель выйдет из строя спустя 20–30 тысяч километров пробега. Причём нет никакой гарантии того, что не потребуется его капитальный ремонт.
Проверка масла на подлинность
Многие специалисты рекомендуют автовладельцам выбирать одну марку моторного масла, которой они будут пользоваться на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Однако приобретение смазочного материала в знакомом магазине не защищает от столкновения с подделкой. Прежде чем заливать масло, необходимо проверить его качество.
Существует несколько методов проверки смазочного материала, причём желательно воспользоваться всеми ими, дабы убедиться в высоком качестве купленной жидкости.
Анализ этикетки
Производители контрафактной продукции не наносят на этикетку моторного масла необходимые сведения. Помимо представлений о том, как должна выглядеть этикетка масла определённой марки, существуют общие рекомендации к оформлению упаковки.
На ней обязательно отмечаются следующие данные:
- класс вязкости по классификации SAE J 300;
- тип основы — синтетическая, полусинтетическая или минеральная;
- тип силового агрегата — дизельный или бензиновый;
- международные стандарты — ACEA A3/B3/B4, API SL/SF;
- сертификационные знаки — к примеру, может быть указана информация о наличии сертификации от определённых производителей.
Обязательно стоит проверить дату изготовления моторного масла. На упаковке указывается время розлива смазки, дата производства и серийный номер партии.
Проверка цвета
О качестве и состоянии моторного масла может рассказать его оттенок. Проверить его очень просто: небольшое количество смазки выливается либо на белый бумажный лист, либо в прозрачную ёмкость. Масло высокого качества отливает янтарно-жёлтым цветом, в то время как некачественный состав будет иметь тёмный оттенок.
«Бумажный тест»
Присутствие в составе масла вредных присадок определяется проведением так называемого «бумажного теста». С этой целью небольшой объём масла выливается на лист бумаги, который наклоняется. Необходимо оценить то, как смазка будет стекать с листа: за ней должен оставаться бесцветный след. Если он тёмный, то в состав масла входит большое количество присадок, что говорит о плохом качестве.
Проверка структуры
Осадок в качественном масле не должен выпадать. Кроме того, оно должно иметь однородную консистенцию. Проверяется она двумя методами:
- небольшое количество масла можно растереть между пальцами. Неоднородная маслянистость, наличие неприятного осадка или крупиц непонятной этиологии — повод отказаться от смазочного материала;
- второй вариант проверки консистенции масла рекомендуется специалистами. В прозрачную ёмкость заливается небольшое количество смазки и убирается на 10–15 минут в тёмное место. Низкокачественное масло после этого начнёт расслаиваться, что будет очень хорошо заметно на свету. Кроме того, в таре может выпасть осадок, что тоже является признаком низкого качества смазки.
Заливать в двигатель автомобиля масло, выдающее осадок и сторонние частицы, не просто нельзя, но и опасно: они могут привести к износу мотора.
Проверка вязкости
Одним из основных критериев моторного масла является вязкость, однако собственноручно проверить её уровень достаточно сложно. Помимо этого, поведение смазочных материалов разнится в зависимости от температурного режима эксплуатации. Визуально оценить вязкость можно, если охладить масло до температуры — 20о С. Подобная проверка больше подходит для жидкостей 10W-30 и выше, поскольку поведение менее вязких составов в подобных условиях практически не изменится.
Соотношение цена — качество
Стоимость качественного моторного масла никогда не будет по разным акциям ниже, чем в фирменных точках продаж. Распродажи смазочных материалов известных брендов по бросовым ценам желательно обходить стороной: вряд ли на них будет продаваться качественный товар.
Смазка Shell: как не столкнуться с подделкой
Одной из самых распространённых и, соответственно, часто подделываемых является продукция маки Shell Helix. Отличить подлинную смазку от поддельной можно по следующим особенностям:
- Форма упаковки. Новые канистры масла Shell оснащаются двумя ручками, одна из которых располагается на боковой поверхности, вторая — сверху. Подобная конструкция значительно упрощает транспортировку канистры и заливку моторного масла в двигатель.
- Горлышко ёмкости. В отличие от предыдущих версий упаковки, в новой горло стало более узким и коротким. Его диаметр составляет 43 мм. В размерах уменьшилась и крышка канистры, лишившись специального клапана. Помимо этого, между крышкой и фиксирующим кольцом нет никаких зазоров.
Защитная плёнка у новых моделей канистр может отсутствовать, так что этот параметр больше не является показателем подлинной продукции Shell.
- Цвет канистры. Подлинная продукция компании выпускается в ёмкостях четырёх основных цветов: синего, жёлтого, серого и красного.
- Код на задней поверхности ёмкости. Для нанесения кода используется весьма простая технология, из-за чего во время упаковки канистр его могут смазать. После того как краска высохнет, код стереть невозможно. В нём представлены сведения о дате и времени упаковки, номере и серии партии. Максимальный срок хранения моторного масла Shell составляет 5 лет.
- Лицевая часть канистры. Оригинальная ёмкость масла выполнена из тёмного пластика, уровень масла через него не просвечивает.
- Этикетка на задней стороне канистры. Буквенные обозначения различных языков инструкции в оригинале располагаются по центру, а в подделке смещены вправо практически вплотную к тексту.
- Дно ёмкости. Размеры подделки всегда больше размеров оригинала, на её дне отсутствует знак «не для пищевых продуктов», также заметна линия формы, в которую заливался пластик упаковки.
- Мерная шкала. На оригинальной упаковке мерная шкала ровная, идёт по всей длине ёмкости, мерные риски очень чёткие, на них отсутствуют следы стыков.
- Горловина. У подделки толщина пластика горловины больше, и на ней заметны следы формы.
- Крышка. Подлинная крышка канистры Shell имеет гладкую поверхность. Защитная полоска под крышкой во время открывания бутыли не рвётся. На поддельном масле Shell под крышкой имеется защитная фольга с отметкой EU, тогда как оригинал подобной фольги не имеет: она размещается только на подлинных ёмкостях, произведённых на территории России.
- Номер партии. Batch номер, он же номер партии. На оригинальной канистре, выпущенной после 2014 года, включает в себя время розлива масла и не стирается даже при сильном нажатии.
Проверяем качество смазки Shell (Шелл) — видео
Castrol: как не купить контрафакт
Моторное масло Castrol подделывается не только российскими народными умельцами, но и представителями многих других стран, так что столкнуться с контрафактной продукцией этого бренда можно практически в любом уголке нашего мира. Отличить оригинал от подделки можно по следующим особенностям:
- На подлинной канистре масла Castrol имеется нанесённая лазерным принтером строка, включающая в себя сведения о дате производства и коде смазочного материала.
- На крышке оригинала и её «юбке» имеется нанесённая лазером надпись Castrol. Если половинки надписи не сходятся при закрытой крышке, значит, её уже открывали. Помимо этого, сверху на крышке выдавлена надпись Castrol.
- Задняя этикетка подлинной канистры отслаивается — на подложке указана информация на нескольких языках (от трёх до пяти). Там же приведены все номера телефонов, по которым можно связаться со специалистами компании и попросить сертификат подлинности масла.
- Горлышко подлинной ёмкости всегда закрыто плотной фольгой. На подделке, естественно, такой защиты нет.
- Внутри крышки располагается подкладка, которая в оригинальной версии масла выполнена из картона, а вот в поддельной — из пластика, полистирола или любых других материалов. Проверить её подлинность достаточно легко: небольшое количество смазки заливается в крышку и картонная подложка быстро его впитает и потемнеет.
- Крайне редко используемый метод проверки подлинности масла — ультрафиолет. При производстве смазки Castrol в её состав добавляются специальные люминесцирующие красители, хорошо заметные под ультрафиолетовыми лучами. В подделку такие вещества не добавляются, поскольку они слишком дорогие.
- На оригинальной крышке канистры можно заметить небольшие зазубрины, которые остаются после специального станка, закрывающего ёмкость.
- Поддельная крышка при прикладывании значительного усилия легко соскальзывает с резьбы. С оригиналом такого не происходит: даже если очень сильно постараться, крышка всё равно останется на месте.
- Оригинальное моторное масло Castrol имеет приятный запах, чем-то напоминающий качественный бензин. У подделки аромат не слишком приятный и зачастую прогорклый.
Процедура проверки качества смазки BP Visco
Наиболее распространённым способом создания поддельного моторного масла BP Visco является скупка пустых упаковок из-под оригинальной смазки и заливка в них контрафакта.
Определить подделку просто: внимательно изучается внешний вид канистры, проверяется крышка и её целостность. Под ней обязательно должна находиться нетронутая фольга. На оригинальной канистре крышка фиксируется специальной «юбкой», между которой отсутствуют зазоры. Можно проверить качество пайки самой ёмкости, отсутствие ошибок на этикетке, наличие сертификата на моторное масло.
Motul: оригинал или подделка
12 правил, следование которым позволит отличить поддельное масло от оригинального:
- Приобретать смазочные расходные материалы желательно только в проверенных магазинах, работающих с официальными дилерами и дистрибьюторами.
- У продавца можно попросить сертификат качества продукции.
- Стоимость подлинного масла не может быть слишком низкой. Качественный товар не будет стоить дёшево, поэтому экономить на нём не стоит. Если цена масла Motul значительно ниже рыночной, то стоит насторожиться и узнать причину такой дешевизны.
- Оригинальная канистра на своей поверхности имеет специальные штампы и тиснения с логотипом бренда. Поддельная ёмкость выглядит не так ярко, могут встречаться ошибки в тексте, отсутствуют коды и голографические знаки.
- Подлинное масло в большинстве случаев разливается в ёмкости оригинальной формы. Поддельные канистры выполнены топорно, на них можно заметить следы от форм, места спайки половинок между собой.
- Масла Motul снабжаются специальной системой вскрытия — расположенным на крышке красным кольцом, которое отделяется от упаковки.
- Этикета клеится на упаковку при помощи специальных составов, а не обычного клея.
- На оригинальных упаковках задние этикетки двухслойные: для открытия второго слоя необходимо потянуть за нижний уголок. Кроме того, этикетка содержит сведения о дате розлива, серии и номере партии масла, там же есть перевод аннотации как минимум на 3 языка.
- Дата розлива наносится на канистру при помощи лазерного принтера. Срок годности масел составляет 5 лет.
- Некоторые масла Motul упакованы с использованием специальных технологий — к примеру, защиты Bubble Tag.
- Оригинальный смазочный материал обладает янтарным, светлым оттенком. Некоторые разновидности масел этой марки окрашиваются в разные цвета, что является фирменным знаком.
- Абсолютно вся продукция Motul производится на территории Франции. В 2015 году был открыт завод в Италии, соответственно, производителями могут быть только эти две страны.
Как узнать качество смазки Motul (Мотюль) — видео
Последовательность проверки масел Mobil 1
Производитель моторных масел Mobil 1 заботится о своих клиентах и подробно рассказывает о том, как можно отличить оригинальную продукцию от поддельной и на что стоит ориентироваться:
- Характерной чертой подлинной канистры Mobil является необычная крышка, оснащённая маленькой лейкой, с помощью которой направляется струя масла, что позволяет дозировать объем и более аккуратно его заливать. Подделки, соответственно, подобной модификации не имеют.
- Вскрыть крышку для проверки наличия лейки не разрешат ни в одном магазине. Поэтому поверх крышки должен быть нанесён схематичный рисунок, показывающий, как именно выдвинуть носик.
- В нижней части пробки идёт специальная защитная юбка. Для подделок характерно отсутствие такой детали, нарушение перфорации между ней и крышкой или различие цвета крышки с цветом канистры.
- Канистра масла должна быть светло-серебристого, либо графитового цвета.
- Ниже штрих-кода на задней этикетке располагается бело-красная стрелка. Этот символ показывает наличие второго слоя этикетки, открыть который можно, потянув за край. На контрафактной упаковке аналогичная стрелка имеется, однако этикетка на ней однослойная, соответственно, потянуть и открыть её не получится.
- В нижней части ёмкости выдавливается batch-код, содержащий дату розлива и серийный номер партии. Начинается он с одной из двух букв: G или N.
Проверяем качество масла Mobil 1 (Мобил 1) — видео
Смазка ZIC: как отличить подделку
- Масло марки ZIC разливается в основном по канистрам объёмом 4 литра — этого количества достаточно для заливки в большинство двигателей.
- Синтетическая смазка этого бренда разливается по металлическим ёмкостям, причём все они различаются по цвету: к примеру, золотистая канистра соответствует маслу 5W40, прочие категории масел заливаются в зелёные и красные ёмкости.
- Оригинальные упаковки масла не имеют никаких этикеток: все данные наносятся на металл. Собственно, никаких прозрачных этикеток на упаковке быть не должно, даже если продавец пытается уверить в том, что компания изменила дизайн ёмкости.
- После открытия крышки на канистре открывается небольшой носик-лейка, позволяющий аккуратно заливать моторное масло.
- Крышки на оригинальных ёмкостях ZIC закрыты специальными пробками с пломбираторами, распознать которые можно по небольшим усикам. Отсутствие таковых говорит о фальсификации.
- Поверх горлышка обязательно должна быть защита из металлизированной бумаги, на которую наносится фирменный логотип.
- На лицевой стороне ёмкости размещается не только наименование бренда, но и класс масла по API. Вся остальная информация о смазке расположена на обратной стороне.
- Желательно проверить канистру на наличие ошибок, особенно в написании наименования: во избежание претензий, связанных с авторским правом, на подделках специально меняют буквы или делают ошибки.
- При покупке моторного масла можно попросить у продавца сертификаты качества и подлинности.
Как определить подлинность масла ZIC (Зик) — видео
Проверка подлинности смазки по качеству упаковки
Согласно статистике, более 40% всего реализуемого моторного масла на отечественном рынке является контрафактным. Чтобы избежать приобретения некачественной смазки, нужно уметь отличить оригинал от подделки. При выборе моторного масла желательно обращать внимание на несколько основных критериев.
Внешний вид упаковки
Ёмкость со смазочным материалом должна быть целостной, не иметь потёртостей, вмятин и следов, свидетельствующих о её повторном использовании. Перфорация между крышкой и её юбкой должна быть целой, если же подобные «усики» не предусмотрены производителем, то их наличие должно заставить задуматься о подлинности товара.
Этикетка
На самой канистре размещается информация, нанесённая либо лазерным принтером, либо выгравированная лазером и содержащая сведения о дате розлива масла и номере партии. Аналогичные данные указываются на этикетке.
Метод «Масляного пятна»: проверка моторного масла
Диспергирующая способность моторного масла — один из основных критериев его качества. Проверяется она методом «масляного пятна», или капельной хроматографии. Под ним подразумевается нанесение небольшой капли горячей смазки на фильтровальную бумагу. Масло берётся щупом из поддона картера сразу после остановки двигателя. Спустя два часа результаты полученной хроматограммы используются для оценки качества смазочного материала.
Метод «масляного пятна» заключается в следующем:
- По диаметру полученного пятна оценивается состояние присадок, входящих в состав смазки. Чем больше диаметр, тем лучше состояние присадок. Мелкие частички бумаги должны легко проникать сквозь фильтровальную бумагу.
- Уровень загрязнённости масла зависит от цвета пятна, соответственно, чем оно будет светлее, тем меньше в смазке примесей и грязи. Коричневый оттенок говорит о том, что окисление смазочного материала происходит быстрее, чем его загрязнение. Если на чёрном пятне фиксируется блеск, то необходимо срочно проводить ремонт двигателя и полностью менять масло.
- Присутствие нерастворимых примесей определяется по центральной части масляного пятна. Замена смазки производится в том случае, если ядро пятна чёрное или вокруг самого пятна имеется чёрный ободок.
- Волнистый край масляного пятна говорит о том, что в смазочный материал попадает охлаждающая жидкость.
- Если вокруг пятна имеется прозрачное или светлое кольцо, то в масло попадает топливо.
Нанесённое на бумагу пятно масла сравнивается со специальной таблицей и шкалой образцов, к которой также прилагаются пояснения проб. Моторное масло оценивается по десятибалльной шкале, самое высокое качество у смазки с оценкой в 1–3 балла, самое низкое, соответственно, 8–9 баллов.
Приборы для проверки качества смазки
Анализ и проверка качества смазочных материалов осуществляются при помощи специальных приборов, определяющих различные качества состава — вязкость, температуру воспламенения и вспышки, кислотное и щелочное число, испаряемость, плотность, наличие загрязнений и воды. Некоторые из перечисленных параметров позволяют не только определить качество моторного масла, но и провести диагностику двигателя автомобиля.
Каждый из показателей моторного масла определяется специальными приборами, также могут использоваться различные экспресс-анализаторы, тестеры и мини-лаборатории для анализа смазок и масел. В основе работы подобного оборудования лежит разница диэлектрической проницаемости нового и отработанного масла.
Такие тестеры встречаются во многих автосервисах, их можно приобрести и для домашнего использования.
Срок эксплуатации двигателя автомобиля напрямую зависит от используемых расходных материалов. Качественное моторное масло не только продлевает жизнь «сердца» машины, но и предупреждает различные поломки. Экономить на нём не стоит: приобретать нужно только высококачественное и оригинальное масло. Забота о «железном коне» — залог его длительной жизни.