Содержание
Ездить в дорогих автомобилях премиум-класса приятно и комфортно, от колёс не доносится ни звука, а работа двигателя едва слышна. Владельцам бюджетных авто не так повезло, поскольку производители при разработке и сборке этих моделей экономят буквально на всём, в том числе — на шумовой изоляции кузова. Но это не проблема для автолюбителей, желающих усовершенствовать конструкцию своей машины и способных выделить для этого личное время и средства. Вы тоже сможете заняться шумоизоляцией пола и крыши автомобиля, когда изучите, как это правильно сделать.
Зачем нужна антишумовая изоляция авто?
В силу разных причин люди проводят большое количество времени внутри автомобилей, а профессиональные шофёры буквально живут в них. При этом шумы, постоянно проникающие в салон извне, провоцируют появление усталости и плохого самочувствия. К примеру, житель крупного мегаполиса может приехать утром на работу в усталом состоянии, поскольку ему пришлось провести 1—2 часа в наполненной уличными шумами пробке.
Шумоизоляция автомобиля — хороший способ защититься от этих звуков и таким образом уменьшить утомляемость в течение дня.
На водителя и пассажиров, находящихся в салоне машины, воздействует 2 разновидности шумов:
- Внешние. Это стук камешков по днищу и дождя по крыше, свист встречного потока воздуха, шум от других автомобилей и собственных шин. Это основные звуки, сопровождающие авто в движении. Все прочие перечислять нет смысла, их слишком много.
- Внутренние. Таковые образуются от вибрации элементов кузова, сделанных из тонколистового металла. Причины возникновения вибраций — работа силового агрегата и передача кузовным деталям неровностей дороги через подвеску.
Справка. Вибрация и шум реально вредят здоровью человека. Поэтому на предприятиях влияние этих факторов строго ограничивается нормативными документами. А вот автомобилистам приходится справляться с вредным воздействием самостоятельно.
Шумоизоляция салона со стороны пола и потолка даёт следующие преимущества:
- уменьшение уровня внешних шумов на 50—60%;
- снижение вибрационных эффектов;
- как следствие, улучшение самочувствия водителя и пассажиров;
- звукоизоляционные материалы дополнительно утепляют кузов авто, отчего кондиционер и отопитель работают эффективнее;
- исчезнет неприятный металлический лязг при закрывании дверей либо крышки багажника.
Для любителей музыкального тюнинга машины шумовая изоляция особенно актуальна. На практике замечено, что качество воспроизведения значительно возрастает, когда крыша и днище машины покрыты звукопоглощающими и антивибрационными материалами. Тогда металл кузова не отражает звуковые волны низкой частоты от сабвуфера и не вибрирует, искажая восприятие музыки.
Примечательно, что антишумовые мероприятия не приносят никаких негативных последствий для дальнейшей эксплуатации автомобиля. Недостатком можно считать общее увеличение массы, но она равномерно распределяется по всему кузову и практически не оказывает влияния на расход топлива и прочие технические характеристики авто.
Способы шумоизоляции пола и крыши
Существует 4 способа изоляции кузовных деталей, которые вы сможете выполнить своими руками:
- оклеивание поверхностей изнутри специальными материалами, поглощающими звук и снижающими вибрацию;
- укладка нового напольного покрытия вместо штатного ковролина;
- нанесение жидких резинобитумных составов типа «Гравитекс» снаружи на днище авто и под колёсные арки;
- оклеивание внешней стороны пластиковых подкрылков звукопоглощающими материалами.
Совет. Вам удастся добиться наилучшего эффекта, если все перечисленные методы будут выполнены в комплексе.
Наиболее трудоёмкая часть работы — внутренняя шумоизоляция, требующая полной разборки салона. Но без неё не обойтись, нанесением одного наружного покрытия на днище вы проблему не решите. Также не стоит клеить звукоизоляцию на металл под колёсными арками, поскольку она быстро отпадёт из-за интенсивного воздействия влаги.
Идеальный вариант — антишумовое покрытие всех внутренних поверхностей, в том числе дверных карт, багажника и передней перегородки, отделяющей салон от моторного отсека. Самостоятельно изолировать переднюю часть довольно сложно, ведь это потребует снятия всей передней панели подчистую. Отсюда вывод: для начала выполните программу-минимум — заделайте потолок и пол машины, а дверки и багажник можно оставить на потом, они разбираются независимо от салона.
Порядок ведения работ
Процедура по устройству антишумовой изоляции автомобиля выполняется поэтапно в следующем порядке:
- Подбор и приобретение необходимых материалов.
- Подготовка инструментов и внутренняя разборка салона.
- Наклеивание шумоизоляции и укладка напольного покрытия.
- Обратная сборка.
Операцию по внешней обработке можно поделить на 2 части — нанесение жидкого состава на днище и отдельно — под колёсные арки. Причина — сложность выполнения работ под автомобилем, поэтому их лучше доверить профессионалам автосервиса. А вот покрыть мастикой полости над колёсами вы сможете самостоятельно, используя новые битумные композиции, прикатываемые с помощью валика.
Примечание. В условиях станции технического обслуживания мастика, содержащая кусочки каучука, наносится на поверхность специальным краскопультом либо кистью. Подобное покрытие выполняет 2 функции: защиту от коррозии и частичное поглощение шумов.
Выбор материалов
В торговой сети представлены продукты от многих производителей, так что выбор материалов достаточно широк. Один из наиболее популярных российских брендов, чьи доступные по цене изделия проверены практикой, — «Шумоff». Для звукоизоляционного «пирога» крыши авто он предлагает такой набор комплектующих:
- L2 — виброгаситель толщиной 2 мм, сделанный из полимерно-каучуковой мастики с покрытием из алюминиевой фольги;
- П4В — шумопоглотитель (он же — теплоизолятор) толщиной 4 мм, изготавливаемый из вспененного полиэтилена (ППЭ) и оснащённый клейким слоем, стойким к воздействию влаги и защищённым плёнкой;
- Герметон 7 — пористый уплотнитель из пенополиуретана (ППУ) толщиной 7 мм с клеящимся слоем, прикрытым бумагой.
Примечание. Другие производители предлагают материалы такого же плана, разницы между ними практически нет. Поэтому при выборе вы столкнётесь с подобным комплектом — виброизоляционная основа из мастики и две антишумовых — из ППЭ и ППУ разной толщины.
Количество листов принимается исходя из покрываемой площади с небольшим запасом. Производитель рекомендует покупать для автомобилей класса А—С по 2 м2 каждого материала, для машин класса D—E — по 3 м2, а на внедорожник понадобится не менее 4 м2 уплотнителей.
Оптимальный комплект для пола выглядит так:
- Проф Ф — вибродемпфирующий фольгированный лист из битумно-полимерной мастики толщиной 4,1 мм;
- М3 — многослойный самоклеящийся лист толщиной 3 мм;
- П8В — ППЭ лист высотой 8 мм с клейкой стороной.
Арки колёс представляют собой источник повышенного шума, поэтому их лучше обклеить толстым виброгасителем Микс Ф (4,4 м), вспененной резиной Комфорт 6 (6 мм) и последним слоем положить ППУ-изолятор Герметон 15 (15 мм).
Совет. Если вы приобретаете материалы других производителей, подбирайте аналогичные по составу и указанной толщине.
Для наружного покрытия колёсных арок без применения жидких мастик можно взять новый компонент от бренда «Шумоff» с названием Layer. Это полимерная мастика в листах, защищённая с обеих сторон технической бумагой. При монтаже она снимается, после чего лист прикатывается к чистой металлической поверхности валиком.
Таблица расхода компонентов звукоизоляции
Расход материала, м2 | Вибропоглощающий слой | Звукоизоляция первая | Звукоизоляция вторая | |
Крыша | Авто класса А—С | 2 | 2 | 2 |
Машины класса D—E | 3 | 3 | 3 | |
Внедорожник | 4 | 4 | 4 | |
Днище с багажником | Авто класса А—С | 6 | 6 | – |
Машины класса D—E | 7 | 7 | – | |
Внедорожник | 8 | 8 | – | |
Арки колёс | Авто класса А—С | 2 | 2 | 2 |
Машины класса D—E | 3 | 4 | 3 | |
Внедорожник | 4 | 5 | 6 |
Видеознакомство с материалами для звуковой изоляции
Подготовка инструментов
Для полной разборки внутренностей автомобиля вам потребуется стандартный набор, включающий в себя отвёртки, пассатижи и разнообразные ключи. Чтобы выполнить оклеивание звукопоглощающими материалами, приготовьте такие инструменты и вспомогательные компоненты:
- неширокий валик для прикатывания;
- фен профессиональный;
- ножницы либо канцелярский нож для раскроя;
- уайт-спирит или другой органический растворитель;
- ветошь, перчатки.
Примечание. Поскольку в процессе работы придётся разогревать шумоизоляцию до разных температур и с различной интенсивностью, то нужен именно профессиональный фен (можно строительный). Покупать его нет смысла, проще взять в аренду на 1—2 дня.
Также вам понадобится пластиковая щётка, вода и моющее средство, чтобы хорошенько очистить элементы кузова изнутри. При хорошей и тёплой погоде работы можно проводить на улице, а во время холодного периода — в отапливаемом гараже.
Рекомендации по разборке
Чтобы освободить салон машины для устройства шумоизоляции, нужно выполнить следующие операции:
- Открутить и снять все сиденья, передние — вместе с салазками.
- Освободить переднюю часть центрального тоннеля, демонтировав подлокотник и все декоративные пластиковые панели, а также обрамление рычага переключения передач.
- Снимите все порожки, пластмассовые накладки на стойках, плафоны освещения и ручки с потолка. Если через салон проложены воздуховоды, их тоже придётся демонтировать.
- Открутите передние козырьки и крепления ремней безопасности.
- Уберите с пола покрытие. Если вы планируете его использовать повторно, то отправьте ковролин в стирку.
- Снимите потолочное покрытие (его тоже не помешает почистить).
- Проводку, разложенную по полу, соберите в аккуратные жгуты.
Совет. В процессе разборки вам придётся открутить множество саморезов. Чтобы не растерять их и не перепутать между собой, сложите крепёж вместе с деталями, к которым он был прикручен.
По окончании разборки потолок и пол нужно тщательно вымыть и просушить. На поверхности металла нельзя оставлять пыль и грязь, иначе вибродемпфирующие листы, на которых будут держаться верхние слои «пирога», не удастся надёжно приклеить.
Технология внутренней шумоизоляции
Перед тем как приступать непосредственно к приклеиванию первого слоя виброгасителя, поверхность необходимо обезжирить. Но протирать уайт-спиритом сразу всю площадь бессмысленно, лучше это делать на участках, куда вы в данный момент готовы клеить материал. Работы ведите в таком порядке:
- Возьмите самоклеящиеся листы «ШУМОFF L2» и вырежьте по форме участков крыши. Чтобы нож не пачкался мастикой и не прилипал, периодически смачивайте его водой.
- Снимите с выкройки защитный слой бумаги, нагрейте феном до температуры 30—40°С и приложите к металлической поверхности. Прикатайте материал валиком, нажимая на рукоятку. Стальные рёбра жёсткости оклеивать виброгасителем не нужно.
- Таким же образом сделайте раскрой шумопоглотителя «ШУМОFF П4В», пользуясь ножницами. Рассчитывайте так, чтобы одним листом захватить большую площадь, рёбра жёсткости тоже перекрываются. Снимите защитную плёнку и приклейте материал к потолку. Если по краям останутся излишки, обрежьте их ножом.
- Повторите операцию, используя третий материал из ППУ — «Герметон 7».
Примечание. Признак хорошей прокатки полимерно-битумных листов — разгладившиеся элементы тиснения на их поверхности. Если на фольге заметен рельеф, то она прикатана недостаточно и может отвалиться со временем.
После окончания шумоизоляции крыши переходите к полу. Здесь технология такая же, только материалы другие. К плоским поверхностям прикатывайте мастику «ШУМОFF Проф Ф», а к рёбрам и толстому металлу тоннеля — «ШУМОFF М3». Причём первый материал необходимо разогревать до 50—60°С, а второй — до 40°С. Поверх первого слоя наклейте ППЭ-изолятор П8В, после чего можете класть напольное покрытие.
Важный момент. Провода, идущие по полу, заклеивать звукоизоляционными материалами не допускается. В конце процедуры они должны находиться сверху и прикрываться только финишным покрытием.
Колёсные арки изнутри оклеиваются по той же технологии, только вторым слоем выступает лист вспененной резины «Комфорт 6», а третьим – «Герметон 15». С наружной стороны арок можно нанести битумные листы «ШУМОFF Layer», нагрев их до 50—60°С и плотно прикатав валиком. На этом процедура шумоизоляции пола и крышки закончена, можете приступать к обратной сборке салона автомобиля.
Фото выполнения шумоизоляции салона
Технология звукоизоляции — видео
Практика показывает, что антишумовая защита пола и крыши авто приносит реальные плоды. Не так слышны удары камешков и звуки дождя, а шум колёсной резины вообще остаётся за бортом. Но идеальный результат вы получите, когда проклеите вибро — и звукопоглощающими материалами все двери, крышку багажника и переборку, отделяющую двигательный отсек.