Делаем чип-тюнинг двигателя своими руками

Ноутбук на моторе

Сегодня на повестке дня ещё один спорный вопрос, по поводу которого автолюбители сломали немало копий. Поговорим о чип-тюнинге двигателей. Существует масса сторонников этой процедуры, заявляющих, что ничего плохого в ней нет. Есть и множество противников, утверждающих, что неквалифицированное вмешательство в электронный блок управления машины ничем хорошим не заканчивается. Так кто же прав в этой ситуации? И вообще — что это за процедура? Попробуем разобраться.

Что такое чип-тюнинг?

Любой современный автомобиль оборудован электронным блоком управления (ЭБУ), который отвечает за множество функций: зажигание, своевременный впрыск топлива и многое другое. Блок делает это, потому что в нём установлена специальная программа, в среде автолюбителей называемая прошивкой. Как и любую другую программу, её можно оптимизировать, пропатчить, а в случае крайней необходимости полностью стереть и заменить новой. Чип-тюнинг — это процесс оптимизации или полной замены прошивки в ЭБУ автомобиля, позволяющий полнее раскрыть потенциал мотора.

Какие двигатели можно чиповать?

Чиповать можно любой двигатель, оборудованный ЭБУ. Разница будет лишь в процедуре тюнинга (которая зависит от типа двигателя) и в конечных результатах замены прошивки. Чип-тюнинг рекомендован для следующих двигателей:

  • турбированные двигатели. Для двигателей этого типа чип-тюнинг особенно эффективен. С помощью замены прошивки мощность мотора вполне реально повысить на 20–25%;
  • дизельные двигатели. И в этом случае чип-тюнинг может дать существенный прирост мощности, особенно если это турбодизель. Крутящий момент двигателя может возрасти на треть, а число лошадиных сил — на четверть;
  • двигатели атмосферные. Тут эффект от тюнинга гораздо скромнее. Максимум, что удастся выжать от замены прошивки — это увеличение мощности на 9–10%;
  • ГБО-двигатели. Если на машине установлено газовое оборудование, то чип-тюнинг является не прихотью, а необходимостью, поскольку с переходом на другой вид топлива в двигателе меняется множество рабочих характеристик.

Обратите внимание: перед проведением работ обычно проводят детейлинг моторного отсека. Это помогает дольше содержать его в чистоте, а в отличие от обычной мойки, метод бережёт целостность всей электроники.

Влияние чип-тюнинга на двигатель

Прежде чем перечислять плюсы и минусы чип-тюнинга, следует чётко уяснить одну вещь: качественная прошивка ЭБУ — это программа, прошедшая тестирование на тысячах машин. Подобные программы есть, но их мало и они, как и любое лицензионное ПО, стоят очень дорого. Обычно ситуация, с которой сталкивается автолюбитель, выглядит так: он пригоняет машину в сервис, там его уверяют, что у них только фирменное ПО от производителя авто. Потом ЭБУ перепрошивается и автолюбитель сразу же чувствует разницу: мотор действительно стал мощнее! Но если прошивка является «пиратской» и плохо протестирована (а в 70% случаев именно так и будет), то радость водителя продлится очень недолго. Машина проходит 10–20 тыс. км и начинаются неприятности:

  • возникают проблемы с коробкой передач (особенно если коробка автоматическая);
  • если смесь, подаваемая после неправильного чип-тюнинга, станет слишком обогащённой, это гарантированно станет причиной прогорания клапанов;
  • могут возникнуть нарушения в системе впрыска двигателя, что приведёт к его перегреву. Эта проблема станет особенно актуальной в жаркие летние дни;
  • выхлопные газы, образовавшиеся после сгорания слишком богатой смеси, имеют высокую температуру и способны расплавить ячейки катализатора (а это очень дорогая запчасть);
  • проблемы с детонацией. Если детонация возникает при штатной прошивке, то водитель сразу же видит на приборной панели сообщение CHECK ENGINE. А если прошивка «пиратская», то датчик детонации в ней может быть попросту отключён, так что водитель ничего не будет знать об этом разрушительном процессе до тех пор, пока мотор не выйдет из строя;

С другой стороны, грамотный чип-тюнинг, выполненный с помощью качественного ПО, имеет и плюсы:

  • значительно улучшаются тягово-скоростные характеристики двигателя;
  • снижается расход топлива (правда, незначительно — всего на 4–6%, но тем не менее);
  • чип-тюнинг улучшает характеристики мотора без механического вмешательства, что намного дешевле по сравнению с традиционной процедурой форсирования двигателя;
  • новая качественная прошивка устраняет массу ошибок, которые имеются в ранней версии этой программы;
  • некоторые версии прошивок дают возможность снимать заводские ограничения скорости;
  • грамотно сделанную прошивку можно легко откатить до предыдущей, заводской версии;

Отзывы автолюбителей о чип-тюнинге, как уже говорилось, весьма противоречивы. Если попытаться привести их к какому-то общему знаменателю, то можно сделать 3 вывода:

  • успех перепрошивки напрямую зависит от качества ПО;
  • заниматься чип-тюнингом должен только тот, кто хорошо представляет себе, что делает. Дилетантство здесь совершенно недопустимо;
  • даже если чип-тюнинг проведён по всем правилам, он всё равно ускоряет износ двигателя. Это признают как сторонники процедуры, так и её противники. И всё сводится не к тому, будет ли мотор изношен, а к тому, насколько сильно он будет изношен;

Виды чип-тюнинга

Следует отметить, что перепрошивка ЭБУ двигателя — далеко не единственный способ увеличить его мощность. Чип-тюнинг бывает двух видов:

  • тюнинг за счёт перепрограммирования управляющего блока машины;
  • тюнинг с помощью подключения специальных модулей оптимизации (таких, как TunungBox, к примеру);

О перепрошивке уже было сказано выше, а вот о модулях следует рассказать немного подробнее.

Оптимизационные модули подключаются непосредственно к ЭБУ двигателя. Их назначение — корректировать сигналы, поступающие с этого блока. При этом штатная прошивка в ЭБУ не переписывается и риск её повреждения минимален. Поставить такой модуль сможет даже начинающий автолюбитель. Именно поэтому ниже будет описана последовательность установки одного из таких модулей.

Последовательность установки модуля чип-тюнинга

Перед началом работы следует подготовить всё необходимое.

Инструменты и расходные материалы

  1. Модуль оптимизации RaceChip.
  2. Кабель для датчика давления.
  3. Комплект торцовых головок.
  4. Комплект крепёжных хомутов.
  5. Набор торцовых головок с воротком.

Последовательность действий при установке модуля

  • зажигание автомобиля выключается, открывается капот;
  • теперь необходимо подождать 5 минут, чтобы убедиться в отсутствии остаточного тока;
  • защитный кожух двигателя откручивается с помощью торцовых головок и снимается;
    Снятие кожуха двигателя
    Защитный кожух двигателя откручивается и снимается
  • на двигателе необходимо найти рампу коммон рэйл (common rail), которую легко заметить по нескольким отходящим от неё трубкам;
    Рампа коммон рэйл
    Несколько трубок, отходящих от рампы коммон рэйл
  • на конце рампы находится трёхконтактный разъём датчика давления;
    Датчик давления на рампе
    На конце рампы расположен датчик давления
  • штекер этого разъёма отключается вручную;
    Отключение датчиа давления
    Штекер датчика давления вынимается вручную
  • штекер кабеля, поставляемого в комплекте с модулем, вставляется в освободившийся разъём датчика давления, другой конец этого кабеля подключается к вынутому штекеру;
    Кабель для модуля подключён
    Дополнительный кабель оптимизационного модуля подключён к разъёму датчика давления
  • после установки кабеля необходимо проверить правильность его подключения с помощью контрольной лампы. Для этого включается зажигание. Лампа должна гореть постоянно, зелёным светом;
    Проверка подключения кабеля лампой
    Подключение кабеля проверяется с помощью зелёной лампы
  • если проблем с лампой нет, она снимается, а на её место вручную прикручивается оптимизационный модуль;
    Подключение модуля оптимизации
    Модуль оптимизации подключается вместо контрольной лампы
  • с помощью специальных хомутов, входящих в комплект поставки модуля, он закрепляется как можно дальше от горячих поверхностей двигателя, таких, как коллектор;
    Закрепление модуля хомутами
    Модуль закрепляется с помощью специальных хомутов

Подводя итог, можно сказать следующее: перепрошивка ЭБУ — это процедура, выполнять которую должны только профессионалы, у которых в наличии есть настоящие лицензионные прошивки. И даже после удачной прошивки необходимо длительное тестирование машины на специальном оборудовании, которое, опять же, есть только у профессионалов. Лишь в этом случае автолюбитель может быть уверен в том, что чип-тюнинг не уничтожит раньше времени двигатель, коробку передач или катализатор. Если же помощь профессионала автолюбителю недоступна, то остаётся второй вариант: подключение модуля. Да, возможно, это не так эффективно, как полная перепрошивка ЭБУ. Но это и не так разрушительно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − пять =