Казалось бы, какое обслуживание нужно обычному велосипеду – это ведь не автомобиль, где обязательны контроль и периодические смены расходных материалов и деталей. Однако если даже мельком взглянуть на нынешние веломашину, можно убедиться в том, что современные технологии не обошли эту отрасль стороной – здесь и сложные системы, и совершенные материалы. И все это нуждается в правильном обслуживании, а в первую очередь – в смазочных процедурах.
Какие узлы нуждаются в смазке и как правильно смазать велосипед?
Грамотное обслуживание позволит не только избежать нежелательных поломок, но и максимально продлить срок службы двухколесной машины. Каждый узел обрабатывается с различной периодичностью, с применением определенных типов смазки. Но некоторые механизмы вообще не нуждаются в подобных «масляных» процедурах, даже более того – они им противопоказаны, например, дискам, ободам и тормозным колодкам.
Кроме этого, нужно знать, чем смазать цепь велосипеда, а также другие его важные узлы, ведь применение однотипного смазочного материала невозможно по причине различных условий работы агрегатов. Поэтому верный подбор смазки гарантирует безаварийное функционирование и долговечность механизмов.
Основные части байка, которые нуждаются в смазочных работах:
подвижные звенья цепной передачи;
переключатели передач и их подвижные части;
рубашки тормозных тросиков;
ролики заднего переключателя передач;
колесные втулки;
рулевая колонка;
каретка.
Последние три узла сложны не только в конструктивном отношении, но и требуют определенных навыков по их регулировке, поэтому есть смысл хорошо подумать, прежде чем приступать к самостоятельному обслуживанию.
Какие смазочные материалы можно использовать?
Любой начинающий байкер перед тем, как смазать велосипед, должен знать, что <strongсмазки в зависимости от предназначения делятся на несколько типов>:
Специальное жидкое масло – обеспечивает бесперебойную работу цепей любых видов, тормозов и амортизационных систем.
Двухкомпонентная аэрозольная смазка – используется для обработки резьбы и тросов; основное преимущество состоит в возможности работы в труднодоступных местах при помощи распыляющего эффекта. Содержание керосина позволяет открутить заржавевшие или загрязненные узлы. Наиболее известные марки: LM40 и LM47.
Пластичная смазка – смазывание и уплотнение соединений.
Смазочный материал с содержанием кальция – обработка разборных узлов, хорошо держится на поверхности деталей. Популярные марки: «Солидол» и «Униол».
Литийсодержащая смазка – многоцелевой материал с активными присадками для обработки подшипников, имеет водоотталкивающие свойства. Самые известные марки: «Литол-24», «Фиол» и «Lithium Grease».
Периодичность смазки узлов веломашины
Смазочные материалы пластичной консистенции способны сохранять свои свойства и обеспечивать работу шарикоподшипников довольно долгое время, поэтому их замена в среднем производится раз в год. Однако в случае эксплуатации байка в пыльных условиях или в сырую погоду рекомендуется производить замену через 1000-1500 км пробега.
Любой новичок задается не только вопросом, чем лучше смазать цепь своего велосипеда, но и когда это нужно делать. Обычно при интенсивном режиме эксплуатации процедуру обработки необходимо производить не менее двух раз за сезон. Со временем можно будет определять время смазки на слух – если цепная передача под нагрузкой «свистит» или «звенит», то пора мазать.
Периодичность смазочных работ для основных узлов байка:
втулки колес и подшипники педалей – 2 раза в сезон;
ноги вилки – через 150-200 км пробега;
ролики заднего переключателя – через 1000 км пробега;
переключатели скоростей – через 500-700 км пробега;
тормозные ручки, рычаги и манетки – 1-2 раза в год.
Смазочные материалы с содержанием графита (например, «Усса») отличаются высокой долговечностью, даже после выработки вязкой основы графит продолжает выполнять свои функции. Особенно хороши такие смазки в узлах, подвергающимся нагрузкам.
Что касается кареточного узла, то при наличии обычной втулки (но не картриджа) нужно следить за ее состоянием и обрабатывать не меньше, чем 2-3 раза за весь сезон. В противном случае износ и заклинивание подшипников гарантировано. Перед работой обязательно нужно очистить детали от грязи и старой смазки.
Главный вопрос: как и чем можно самостоятельно смазать цепь велосипеда?
Один из важных компонентов цепной передачи требует наиболее особого и тщательного ухода. При грамотном обслуживании цепь средней ценовой категории способна отслужить около 120-1500 км, более дорогие образцы без проблем работают до 3000 км пробега. Теперь более детально о методах поддержания этой детали в рабочем состоянии.
Очистка
Любой опытный велолюбитель знает, что перед тем, как смазать самостоятельно велосипед, следует предварительно очистить все его узлы. Не является исключением и цепная передача. «Дедовский» способ промывки в керосине применим и поныне, но он требует демонтажа цепного гибкого элемента, что для современных байков сделать затруднительно. Тем более, требуется последующая регулировка системы, что для начинающих сделать затруднительно.
Здесь на помощь приходит технический прогресс – цепемойка, с помощью которой даже начинающий может без проблем справиться с обслуживанием узла цепной передачи. В машинке для чистки используются обычные моющие средства типа Fairy, керосин или же уайт-спирит.
Процесс выполняется следующим образом:
установить цепь на средние звезды;
закрепить байк так, чтобы можно было свободно вращать педали;
зафиксировать цепемойку, заправленную чистящим веществом (около 50 мл), на нижнем участке цепной передачи;
придерживая корпус механизма очистки левой рукой, вращать педали правой рукой назад в течение 1-2 минут;
отсоединить цепемойку, промыть ее и повторить циклы 3-5 раз до полной очистки элементов;
протереть цепь и дать ей высохнуть.
Среди производителей таких механизмов для чистки хорошо зарекомендовали себя такие марки, как:
Barbieri;
Bike Hand;
Birzman;
Kettenmax.
Используемые смазки
Прежде, чем смазать цепь велосипеда, стоит поподробнее разобраться со смазочными материалами для этого процесса. Сразу нужно обратить внимание на то, что аэрозольные баллоны со смазочной смесью хоть и удобны в применении, но работают малоэффективно по причине распыления. Но для походных условий они, конечно, незаменимы.
Вот что используют опытные велосипедисты:
тефлоновая смазка – наносится тонким слоем, высокая устойчивость к трению;
силиконовая смазка – практична в работе, имеет высокую сопротивляемость влаге и прилипанию пыли;
восковая смазка – по эффективности и свойствам близка к тефлоновой, требует тщательной предварительной чистки элементов цепи.
Наиболее известные бренды:
Finish Line;
White lightning;
Pedro’s;
Weldtite.
Процесс нанесения смазки
Любой более-менее опытный велолюбитель, знающий, как лучше смазать цепную передачу велосипеда, скажет, что первейшая задача – это добиться, чтобы смазка, попавшая на заклепку, прошла между пластинами внутрь втулки.
В результате процесса смазываются следующие элементы цепи:
контактное пространство внутренних и внешних пластин;
внутренняя плоскость ролика;
место трения заклепок изделия о пластины.
Отсюда можно сделать вывод, что наносить смазку лучше всего с внутренней стороны звена, это позволит уменьшить ее загрязнение.
Ознакомившись с теорией, приступаем к практике:
установить цепь на средние звездочки;
обработать нижний сектор с внутренней стороны;
переместить сектора проворачиванием педалей и обработать смазкой оставшиеся места;
провернуть педали для равномерного распределения смазочного материала;
устранить остатки масла ветошью.
Для удобства начало обработки можно отметить маркером.
Итого
Особое внимание следует уделить периодическому обслуживанию велосипеда, особенно смазке его рабочих узлов. Цикличность обработки каждого из них зависит от условий эксплуатации, в частности, цепная передача нуждается в смазке не реже 2-3 раз за сезон. Обязательным этапом является предварительная чистка, что выполняется в емкости с керосином или моющим средством. Однако новичкам, да и не только им, перед тем, как смазать собственный велосипед, желательно приобрести цепемойку – это значительно упростит выполнение процедуры.
Для обработки байка начального уровня вполне подойдут смазки с соединениями лития. Это объясняется тем, что в этой технике мало деталей из алюминиевых сплавов и эксплуатируются они далеко не в экстремальных условиях. Они не дороги, но есть недостаток – необходимость повтора процедуры смазки каждые 100-150-км пробега. Несколько дороже обойдется смазочный материал с тефлоновыми соединениями, но и пробег после такой обработки увеличивается до 500 км независимо от условий.
6 комментариев к “Как обслужить и чем смазать цепь велосипеда и другие основные узлы?”
Никита
По опыту знаю, что некоторые мажут прямо посередине роликов, так вот – там масло не работает! Здесь правильно написано – смазывать цепь по наружным сторонам.
Как только начинал, на многих форумах читал, что смазки мало не бывает, мол лей – не ошибешься. Но чем больше узнавал и общался со знающими тем больше убеждался, что это бред. Масляные потеки собирают кучу пыли, а это абразив, далее выводы делайте сами.
По моему опыту, лучшего способа чем прокипятить цепь в литоле или солидоле – нет. Дедовский способ. В банку металлическую, выложить литол или солидол, разогреть до кипения, поместить туда цепь, можно сразу положить. Минут 3-5 подержать, вынуть, насухо вытереть тряпкой. Смазка зальется внутрь роликов, там застынет и будет работать, снаружи цепь сухая, значит собирать грязь и пыль на себя не будет. В общем пользуемся с детства этим рецептом, обычно такой смазки хватает на 5 лет. В моем Салюте уже 10, правда я наезжаю за лето около 500-800 км. поэтому за истину принять мой опыт нельзя. Тем не менее такой способ смазки оправдывает себя на практике.
+1 Да так и есть, это самый лучший способ для цепи! Только мы называли его “варить цепь” пусть около 3-5 мин покипит. И перед варкой само собой отмыть добела). Удачи всем!!!
Ты знаешь, времена дедов прошли. Я не оспариваю, что есть некоторые незыблемые вещи, которые будут работать еще долго. НО варить цепь в масле, извините, это крайность! Технологичные смазки с глубокими проникающими свойствами сейчас лучше, чем то, что ты предлагаешь, да это будет дороже, но это другой вопрос. Если накапать в каждое звено цепи по капле с масленки, то после впитывания, протерев сухой тряпкой цепь остается сухой и хорошо смазанной. А на Салюте цепь у тебя держится, так как ходит, наверное, только по двум звездам, перекоса нет и пр., да и вообще как это можно сравнивать, если брать мой далекий Альтаир который проезжал по тысяче и не меньше за сезон, я тогда не был особо велолюбителем, просто покатушником, так с цепью, как и с другими деталями вела ничего вообще не делал, даже не протирал, и вел через лет 6 продал, и ничего не произошло, цепь даже не скрипела.
По опыту знаю, что некоторые мажут прямо посередине роликов, так вот – там масло не работает! Здесь правильно написано – смазывать цепь по наружным сторонам.
А я бы не сказал, что тефлоновые аэрозольные смазки это что-то сверхтехнологичное, как многие утверждают. Они хороши как добавка к основной смазке.
Как только начинал, на многих форумах читал, что смазки мало не бывает, мол лей – не ошибешься. Но чем больше узнавал и общался со знающими тем больше убеждался, что это бред. Масляные потеки собирают кучу пыли, а это абразив, далее выводы делайте сами.
По моему опыту, лучшего способа чем прокипятить цепь в литоле или солидоле – нет. Дедовский способ. В банку металлическую, выложить литол или солидол, разогреть до кипения, поместить туда цепь, можно сразу положить. Минут 3-5 подержать, вынуть, насухо вытереть тряпкой. Смазка зальется внутрь роликов, там застынет и будет работать, снаружи цепь сухая, значит собирать грязь и пыль на себя не будет. В общем пользуемся с детства этим рецептом, обычно такой смазки хватает на 5 лет. В моем Салюте уже 10, правда я наезжаю за лето около 500-800 км. поэтому за истину принять мой опыт нельзя. Тем не менее такой способ смазки оправдывает себя на практике.
+1
Да так и есть, это самый лучший способ для цепи! Только мы называли его “варить цепь” пусть около 3-5 мин покипит. И перед варкой само собой отмыть добела). Удачи всем!!!
Ты знаешь, времена дедов прошли. Я не оспариваю, что есть некоторые незыблемые вещи, которые будут работать еще долго. НО варить цепь в масле, извините, это крайность! Технологичные смазки с глубокими проникающими свойствами сейчас лучше, чем то, что ты предлагаешь, да это будет дороже, но это другой вопрос. Если накапать в каждое звено цепи по капле с масленки, то после впитывания, протерев сухой тряпкой цепь остается сухой и хорошо смазанной. А на Салюте цепь у тебя держится, так как ходит, наверное, только по двум звездам, перекоса нет и пр., да и вообще как это можно сравнивать, если брать мой далекий Альтаир который проезжал по тысяче и не меньше за сезон, я тогда не был особо велолюбителем, просто покатушником, так с цепью, как и с другими деталями вела ничего вообще не делал, даже не протирал, и вел через лет 6 продал, и ничего не произошло, цепь даже не скрипела.