Содержание
Оставшиеся потеки масла на поверхности под автомобилем несомненно должны насторожить водителя любой квалификации. Вполне вероятно, что выделившееся масло является сигналом необратимых изменений в коробке передач. С особенной важностью стоит подойти к выяснению причины появления симптома владельцам новых автомобилей.
Из-за чего течёт трансмиссионное масло из коробки передач автомобиля
При появлении первых признаков протекания масла из корпуса агрегата, распоряжающегося крутящим моментом двигателя, необходимо сразу же выявить дефектное место. Обнаружить его можно как под капотом автомобиля, так и под днищем, загнав транспортное средство на эстакаду или яму.
Мгновенно определить место, из-за “слабости” которого течёт масло из коробки передач< чаще невозможно. Процедуру усложняют разнообразие причин и закрытый доступ к большинству уязвимых точек агрегата. К протеканию трансмиссионной жидкости чаще всего приводят:
- износ манжет (сальников);
- интенсивный износ поверхностей валов, контактируемых с уплотнительными элементами;
- недопустимый люфт первичного вала коробки передач;
- повреждение герметизирующего слоя между корпусными составляющими сборочной единицы (между задним корпусом, картером КПП и корпусом сцепления) или ослабление скрепляющих эти элементы болтов;
- износ уплотнительного элемента вала привода спидометра.
Утечка трансмиссионного масла может появиться и по более простым причинам:
- сливная гайка не завернута с требуемым производителем моментом;
- неплотно установлен измерительный щуп;
- слабо завернут датчик заднего хода.
Как сменить наиболее уязвимые элементы агрегата – сальники?
Манжеты в коробке передач как правило устанавливаются в трех местах:
- на первичном валу;
- на полуосях;
- на штоке выбора передач.
Если течет масло из рабочей коробки передач, то заменить уплотнительные элементы, базируемые вторым и третьим способом, можно непосредственно “на месте”.
Методика смены сальников приводных валов колес в общем случае состоит из следующих этапов:
- слить масло из КПП;
- отвернуть гайку ступичного подшипника и болты крепления шаровой опоры;
- отвести поворотный кулак;
- демонтировать полуось;
- снять сальник с помощью отвертки.
Важно! При установке новых сальников приводных колес необходимо учитывать следующие моменты:
- манжеты левого и правого приводных валов различаются между собой направлением маслосгонных канавок: на правом стрелка указывает по часовой стрелке, на левом – наоборот (направление совпадает с вектором вращения колес);
- рабочую поверхность сальников необходимо смазать маслом;
- установку манжет производить легкими ударами молотка через оправки или отрезки труб.
Если масло в исправной коробке передач течёт по причине износа манжеты штока выбора передач (относится только к автомобилям с МКПП), необходимо произвести замену сальника в соответствии с такой последовательностью:
- отвернуть винт крепления шарнира привода переключения передач и отделить его от штока;
- снять защитный чехол шарнира;
- демонтировать сальник с помощью отвертки;
- установить новую манжету с помощью оправки, предварительно смазав рабочую поверхность.
Владельцы отечественных переднеприводных автомобилей рекомендуют устанавливать поверх уже смонтированной манжеты штока выбора передач еще одну или две с нанесением дополнительного слоя герметика между ними.
Заменить уплотнительный элемент на приводном валу можно только на демонтированной КПП. Эту операцию владельцы чаще совмещают с процедурой замены сцепления автомобиля. В этих же условиях проверяют люфт вала, состояние его посадочных поверхностей и подшипников. Сняв втулку выжимного подшипника, открывается доступ к сальнику. Демонтаж манжеты производится с помощью специального крючка, установка – с применением молотка и подходящей трубки.
Устраняем прочие неисправности
Обнаружив, что масло течет из стыка корпусов коробки передач, следует осуществить ее демонтаж и частичную разборку. Стыковые плоскости картера необходимо тщательно очистить от прежнего уплотнительного слоя и обезжирить. Перед сборкой нанести на резьбовые соединения и сопрягающиеся элементы корпуса герметик.
Уменьшение диаметра валов в месте их непосредственного контакта с сальником приводит к появлению потеков масла. Устранить неисправность достаточно легко: запрессовку новой манжеты необходимо производить не до упора, с целью обеспечить трение рабочих кромок сальника по неизношенному сечению вала. При подобной запрессовке следует следить за тем, чтобы сальник не перекашивался (с этой целью допускается применение дистанционных прокладок толщиной около 1 мм).
На заметку
Следует принять к сведению! Внутренняя полость КПП любого автомобиля обязательно сообщена с атмосферой через обычную трубочку небольшого диаметра, именуемую как сапун. Вследствие засорения вентилирующего канала расширившийся в результате нагрева масла воздух не удаляется и начинает создавать дополнительное давление на масло, приводя к вытеканию его через сальники, а в более запущенных случаях – к выдавливанию уплотнительных элементов из посадочных мест.
Автомобили с автоматической КПП как правило имеют дополнительный внешний контур охлаждения масла с алюминиевым радиатором. Вследствие продолжительного воздействия соли штуцера радиатора начинают гнить в месте их соединения с подводящими масло трубками. Неисправность легко устраняется либо заменой детали, либо привариванием новых штуцеров аргонодуговой сваркой.
Если масло течет из совершенно новой коробки передач, вероятно причина кроется в поврежденных картере или задней крышке агрегата. Трещины могут образоваться в результате несоблюдения технологии получения отливки соответствующих частей сборочной единицы. С таким заводским браком следует немедленно обратиться в дилерский центр.
Трещина в корпусе “коробки” может образовываться и по причине необратимых изменений в самом механизме переключения передач. После скола зубьев одного из венцов зачастую повреждается задняя крышка или картер КПП. В этом случае из внутренней полости зачастую вытекает почти все масло.
Делаем выводы
- Пятна трансмиссионного масла на полу гаража – вязкий повод к детальному осмотру коробки передач.
- Слабое место КПП с внушительным пробегом – устаревшие сальники.
- В случае с АКПП “капризничать” еще могут и штуцеры радиатора охлаждения.
- На новом автомобиле могут быть установлены дефектный картер или некачественные манжеты.
- При диагностике неисправностей в обязательном порядке необходимо проверить чистоту вентиляционного канала (сапуна).
Встречалась такая ситуация на новой Audi S4. На 23 тысяче появилась лужица под “знаменитым” роботом S-tronic из-за треснувшего картера. К счастью ОД признал неисправность гарантийным случаем и через две недели произвел замену.
На вазовской десятке раз вылетел из посадочного места сальник правого привода. Поставил новый – ситуация через пару дней повторилась, как позже выяснилось, из-за забившегося сапуна.
здравствуйте подскажите пожалуйста у меня с коробки автомат течет масло . возможно ли залить какой то клей либо присадку чтоб это устранить ???? спасибо за ранее )