Содержание
Лампочка индикации зарядки аккумулятора расположена на приборной панели автомобиля. Она представляет собой символ красного цвета в виде схематического изображения аккумулятора. Если лампочка горит, значит, аккумулятор автомобиля работает не в штатном режиме.
Почему горит лампочка зарядки аккумулятора
Лампочка зарядки АКБ на приборной панели предназначена для контроля напряжения зарядки генератора автомобиля. Она включена последовательно с обмоткой возбуждения генератора (на иномарках примерно до 2007 г. в., а на ВАЗах — до настоящего времени) от «+» клеммы, то есть реле-регулятор генератора «видит» напряжение в бортовой сети автомобиля через неё. Лампочка загорается при включении зажигания и гаснет при запуске двигателя.
Как должна вести себя лампочка при работающем двигателе
В случае нормальной работы АКБ при работающем двигателе индикатор находится в выключенном состоянии.
Если лампочка не загорается или не гаснет при запуске двигателя, моргает, горит вполнакала — это всё говорит о том, что аккумулятор не заряжается. Если и дальше продолжать движение, то автомобиль через какое-то время заглохнет, при этом могут выйти из строя электронные блоки, начнётся разрушение пластин аккумулятора.
Видео: постоянно горит лампочка — что делать
О каких неисправностях в работе машины свидетельствует индикатор АКБ
Рассмотрим основные неисправности в работе АКБ и их причины на примере генератора ВАЗ. Если лампочка:
- горит постоянно — нет зарядки (неисправность генератора);
- загорается при включении поворотников (плохой контакт в электропроводке приборной панели);
- горит вполнакала (проводка генератора, сам генератор);
- горит на холостых оборотах, при понижении оборотов, при повышении оборотов (генератор, электропроводка);
- моргает (генератор, электропроводка);
- загорается на холодном двигателе (генератор, ремень);
- загорается при включении фар (генератор, электропроводка);
- при выключенном зажигании (электропроводка);
- зарядка идёт, а лампочка горит (генератор).
Видео: как быть, если индикатор заряда АКБ тускнеет или гаснет
https://youtube.com/watch?v=Zsw6K0gw22M
Что делать, если лампочка загорелась и двигатель не заводится
Диагностика системы АКБ заключается в проверке генератора и электропроводки. Из инструментов нам понадобится тестер, лампочка 21 Вт. с припаянными проводами.
В первую очередь проверяем натяжение ремня генератора.
Если всё в порядке, переходим к проверке электропроводки. В первую очередь проверяем тестером напряжение на обмотке возбуждения генератора (самый тонкий провод).
Выбираем на тестере предел измерений до 20 вольт, постоянное напряжение (DCV). Один щуп подключаем к «-» АКБ, второй на провод обмотки возбуждения, не снимая её с генератора. Включаем зажигание и, не заводя двигатель, проверяем показания тестера — оно должно быть в пределах 5–8 вольт. Если напряжение есть — неисправность генератора (обрыв обмотки ротора, реле-регулятора), если нет — проверяем исправность лампы в приборной панели и напряжение на ней. Если и на ней нет напряжения — то это обрыв проводки от АКБ до приборной панели.
Если в приборной панели и на лампе напряжение есть, а на генератор не приходит — случился обрыв между генератором и приборной панелью. Можно попробовать продублировать цепь индикаторной лампы: между обмоткой возбуждения и «+» АКБ включим лампу 21 Вт (используются в стоп-сигналах, задних противотуманных фарах), включаем зажигание — лампа должна тускло светиться. Если же лампа продолжает гореть и при выключенном зажигании, то необходимо проверить контакты замка зажигания на наличие короткого замыкания.
Если электропроводка исправна, или неисправность устранили, перейдём к проверке генератора. Для этого снимаем генератор с автомобиля и частично его разбираем.
Видео: как разобрать генератор, если индикатор АКБ мигает или горит в полнакала
Нам будет достаточно снять заднюю крышку и реле-регулятор. Осматриваем всё внутри: не должно быть обгоревших контактов, следов коррозии и окисления.
После этого мультиметром проверяем диоды моста на обрыв и короткое замыкание. При неисправности одного из них, диодный мост меняется в сборе. Осматриваем реле-регулятор: щётки не должны заедать и не иметь трещин. В любом случае лучше заменить на новое.
На заключительном этапе проверяем обмотки на обрыв и короткое замыкание.
На этом проверку генератора можно считать законченной. При обрыве или коротком замыкании в обмотках ротора или статора они подлежат замене.
После ремонта или замены генератора или ремонта электропроводки лампа неисправности генератора погаснет сама.
Контрольные процедуры
В современных автомобилях, где есть блок управления кузовной электроникой, может возникнуть ошибка «низкий заряд АКБ». Для удаления можно попробовать отсоединить АКБ на 15–20 минут. Если это не помогло, то надо будет сделать компьютерную диагностику в специализированном сервисе и стереть её с помощью сканера.
Таким образом, причины отсутствия зарядки можно разделить на две группы: неисправность самого генератора или проводки от лампы в приборной панели до обмотки возбуждения. Обрыв проводки можно найти и устранить самостоятельно.
Стоит ли перебирать генератор, решать вам. Но по личному опыту могу сказать, что имеет смысл менять только диодный мост и реле-регулятор. Стоимость ротора и статора сопоставима со стоимостью самого генератора.
Рассмотренные неисправности на примере этой простейшей схемы зарядки, помогут лучше понять принципы её работы. В новых автомобилях (большинство иномарок) используется другой, более сложный принцип работы. Напряжение зарядки регулируется блоком управления двигателя в зависимости от количества включённых потребителей и оборотов двигателя. Реализуется это с помощью цифрового реле-регулятора и его взаимодействия с электронными блоками автомобиля. Диагностика неисправностей начинается с подключения сканера, способного проверять ошибки и текущие параметры различных электронных систем.
Иногда лампочка зарядки аккумулятора ведёт себя необычным образом, например, еле горит, загорается на холостых оборотах или не тухнет после подачи напряжения генератора. В большей степени причиной таких неисправностей становится неисправность генератора, в малом количестве случаев — проблемы с электропроводкой. Чтобы устранить неисправность и перестать беспокоиться по этому поводу, следует внимательно изучить чек лист для выявления причин поломки АКБ и грамотного их устранения.