Содержание
Первым был изобретён задний привод. Соответственно, ещё 15-20 лет назад к переднеприводным машинам отношение было неоднозначным. Сейчас же 90% автомобилей бюджетного сегмента оснащены передним приводом. Получается переднеприводный авто лучше, чем заднеприводный? Почему тогда ведущие немецкие автопроизводители, такие как Мерседес и БМВ, до сих пор делают автомобили с задним приводом? Рассмотрим достоинства и недостатки заднего и переднего привода.
Задний привод
Почему старенькие Жигули называют классикой? Потому что они заднеприводные. Ведь задний привод изобрели намного раньше, чем передний.
Принципиальное отличие заднеприводной машины от переднеприводной – это наличие в конструкции следующих элементов:
• Карданный вал. Устанавливается для передачи крутящего момента от КПП на задний мост. Проходит под днищем автомобиля. Имеет форму стержня. Входит в КПП с одной стороны и в задний мост – с другой. Требует регулярной смазки соединительных элементов – крестовин. В салоне заднеприводного автомобиля имеется туннель посередине. Это посадочное место кардана. У переднеприводного автомобиля туннель в 2 раза меньше.
• Задний мост. Передаёт крутящий момент на задние колёса. Карданный вал входит в дифференциал. Он находится в середине моста. Задний мост передаёт тягу на колёса через полуоси. Нуждается в контроле уровня трансмиссионной жидкости. Жидкость смазывает полуоси и сам дифференциал.
Обобщим. Крутящий момент передаётся сначала на карданный вал, карданный вал передаёт его на задний мост, а задний мост через полуоси передаёт момент на колёса.
Плюсы заднего привода
• Управляемость
Главное достоинство – отсутствие вибраций двигателя на руле. К колёсам не присоединены ШРУСы и передняя ось разгружена, поэтому автомобиль на сухом асфальте управляется лучше. Лучше манёвренность, т.к. выворот колеса не ограничен ШРУСами. Можно развернуться в узком переулке или на переполненной парковке.
• Развесовка автомобиля
Спереди находится мотор, посередине кпп, а сзади кардан и мост. Вес более равномерно распределён по всему автомобилю, что положительно отражается на управляемости. Нагрузка на две оси практически одинаковая.
• Динамика
При разгоне нагружается задняя ось автомобиля, а передняя разгружается. Колёса заднеприводного автомобиля будут меньше пробуксовывать, из-за того, что вес перемещается назад и прижимает колёса к земле. В то время как разгруженная ось переднеприводного автомобиля будет сильно проскальзывать при старте.
• Подкапотное пространство
Обслуживание заднеприводного автомобиля легче, т.к. все агрегаты равномерно распределены по автомобилю, а не сгруппированы спереди. Под капотом больше места, а соответственно, можно производить любой ремонт не снимая кузовные элементы.
Минусы заднего привода
• Пространство в салоне
Из-за большого туннеля уменьшена полезная площадь салона и багажника. Среднему пассажиру на заднем сидении будет неудобно.
• Устойчивость
Заднеприводный автомобиль менее устойчив на зимней дороге, склонен к заносу. Нужно уметь дозировать педаль газа.
• Убыточность производства
Почему сейчас практически не производят бюджетных автомобилей с задним приводом? Потому что ещё нужно проектировать кардан и задний мост. Затраты на закрепление всех подвесных элементов и испытания такого автомобиля будут нецелесообразны.
Передний привод
Кардинальным отличием переднеприводного автомобиля от заднеприводного является отсутствие заднего моста и карданного вала.
Все агрегаты расположены спереди. Один конец ШРУСа входит в КПП, а второй – в колесо. Дифференциал находится в корпусе коробки передач. Крутящий момент практически сразу передаётся на передние колёса, минуя карданный вал.
Плюсы переднего привода
• Простая конструкция
За счёт простоты конструкции цена обслуживания будет дешевле. Используется меньше агрегатов подверженных износу. Нет крестовин, сальников и т.д.
• Проходимость
Переднеприводный автомобиль лучше двигается по глубокому снегу за счёт того, что колёса не упираются в снег, а разгребают его.
• Отсутствие туннеля
На заднем ряду есть небольшой туннель, который в 2 раза меньше, чем у заднеприводного автомобиля. Больший объём багажника, в виду отсутствия заднего моста.
• Производство переднеприводного автомобиля менее затратно. Именно поэтому 90% современных автомобилей – переднеприводные.
Минусы переднеприводного автомобиля
• Отдача на руле
При резких ускорениях руль будет дергать влево или вправо. Сильно слышна вибрация от работы двигателя. Обязательно наличие рулевого усилителя (ЭУР или ГУР).
• Занос задней части
Неравномерная развесовка заставила производителей усилить переднюю подвеску. При торможении на скользком покрытии возможен занос задней части автомобиля. Вес автомобиля сконцентрирован спереди.
• Мало места под капотом
На некоторых моделях Volkswagen и Audi, чтобы поменять ремень ГРМ, нужно разобрать переднюю часть автомобиля. Т.е. снять бампер, фары, радиатор. Проведение ремонта под капотом переднеприводного автомобиля – весьма трудоёмкий процесс.
• ШРУСы неремонтопригодны
При поломке выполняется полная замена элемента. Если вовремя не заметить, что порвался пыльник, то ШРУС придётся менять, т.к. он однозначно быстро выйдет из строя.
Так что же выбрать?
После перечисления всех плюсов и минусов двух видов привода, неплохо бы подвести общий итог.
Итак, основное различие между передним и задним приводом будет заметно именно зимой, на скользкой или заснеженной дороге. На сухом асфальте различий будет минимум, если конечно речь не заходит о резком старте с места, тут задний привод однозначно выигрывает.
Проходимость
А проигрывает задний привод, прежде всего по проходимости. Колёса толкают автомобиль сзади, в то же время передние упираются в снег или в грязь, задние колёса начинают буксовать и закапываться. При этом заднюю часть автомобиля может понести влево или вправо.
Передний привод выигрывает по проходимости. Его передние колёса пробивают себе колею и тянут за собой заднюю часть автомобиля.
Управляемость. Поведение в заносе.
Задний привод и человеческий фактор весьма близки друг к другу зимой. Что первым делом сделает водитель при сносе задней оси? Правильно, бросит газ.
На заднем приводе это решение будет правильным. Автомобиль восстановит нужную траекторию движения.
А вот на переднем приводе, отпускать газ при заносе, нельзя ни при каких обстоятельствах!
Последует ещё больший занос задней оси автомобиля и его может развернуть. Нужно наоборот прибавить газу и рулём указать траекторию движения.
Также задний привод эффективен в торможении двигателем, без которого зимой очень сложно.
На переднем приводе сильное торможение передней оси может спровоцировать занос.
По простоте выхода из заноса побеждает задний привод.
Если вы желаете получить проходимость, практичность или просто хотите купить автомобиль бюджетного сегмента, то выбирайте передний привод.
Если же для вас важна устойчивость на асфальтовом покрытии, манёвренность и вы хотите весело провести зиму, то выбирайте задний привод.
На большинстве заднеприводных автомобилей премиального сегмента установлены системы курсовой устойчивости, что исключает попадание автомобиля в занос.