Машина “тупит” и дёргается? Давайте разбираться!

Компьютерная диагностика двигателя

Рано или поздно любой владелец автомобиля может столкнуться с этим: неизвестно откуда взявшееся дёрганье двигателя автомобиля. Один столкнётся с этим при разгоне (попытке обгона), другой при попытке тронуться с места, а кое-кто даже уже на холостых оборотах. Далее пойдёт речь о причинах возникновения провалов мощности и дальнейшего странного поведения автомобиля, когда он не развивает должную приемистость. Попутно будут предложены наиболее оптимальные варианты решения возникших проблем.

Корень проблемы снижения мощности двигателя

Всё просто: либо чрезмерно обогащённая, либо, наоборот, обеднённая топливная смесь. В первом случае коленвал двигателя может продолжить своё вращение, даже если нога уже убрана с педали газа, а во втором — с заметным опозданием начать его. А виной всему будет состав смеси, далёкий от рекомендуемого. В поисках истинной причины неисправности нередко приходится хорошенько порыться. Для начала следует пройтись по наиболее распространённым случаям падения мощности и методам борьбы с ними.

Топливная система
Наглядное представление системы подачи топлива в двигателе

Нажимаем на газ плавно — начинаются рывки

  • Часто в автомобилях с инжекторными двигателями проблемой становится датчик, отвечающий за массовый расход воздуха (ДМРВ). Основной задачей его является контроль за образованием топливной смеси и концентрацией в ней воздуха. В случае если он вышел из строя или неисправен, владелец автомобиля сразу упирается в один из двух вариантов указанного выше «корня проблемы». Выходом из сложившейся ситуации будет замена датчика.
  • В автомобилях с карбюраторным мотором (разговор в основном о вазовской классике) дёрганья могут возникать вследствие сильного загрязнения выпускных отверстий первой камеры карбюратора. Выходом из положения будет демонтаж карбюратора и продувка сжатым воздухом.
  • Ещё для отечественной классики характерен выход из строя ускорительных насосов в карбюраторах, что прямиком ведёт к дёрганиям автомобиля при увеличении оборотов. Детали эти не совсем ремонтопригодны и рекомендуются к замене.
  • Также дёрганье при трогании машины с места может быть вызвано дефектом датчика, отвечающего за положение заслонки дросселя, из-за чего заслонка может дольше необходимого оставаться открытой. Упомянутый датчик сообщает электронному блоку управления о переходе мотора с холостого режима на режим работы под нагрузкой. При исправном датчике идёт увеличение подачи топливной смеси в цилиндры и попутно повышение давления в топливной рампе. Когда датчик вышел из строя или с дефектом, то электронный блок управления не получает нужного сигнала или получает его с запозданием. В итоге идёт падение давления в топливной рампе и автомобиль начинает двигаться рывками, а может и вообще заглохнуть. Данная неисправность во многом характерна для отечественных автомобилей с инжектором, тех же Приор и Грант. Однако грешат подобным и иномарки (Форд Фокус для примера). Выходом из положения будет замена вышедшего из строя датчика.

Рывки во время движения

  • В случае когда провалы по мощности случаются уже после набора скорости, грешить можно на систему зажигания. Подобный «курьёз» может случиться практически с любым мотором. Для начала надо выключить зажигание, а затем посмотреть, насколько колодка проводов плотно прилегает к катушке. Далее следует снова запустить мотор и прислушаться. Появление странных щелчков может свидетельствовать о наличии пробоя высоковольтных проводов системы зажигания. Может потребоваться замена проводов, колодки и даже катушки.
  • Ещё одной распространённой причиной падения мощности и появления рывков на ходу бывает элементарно плохой бензин. Чтобы удостовериться, так это или нет, надо осмотреть свечи зажигания. Если на них виднеется белый нагар, значит, из-за низкокачественного бензина в цилиндры поступает обеднённая топливная смесь. Решение: залить или хорошенько долить качественного бензина.
    Свечи с белым нагаром
    Белый нагар на свечах — свидетельство низкого качества используемого топлива
  • Владельцы автомобилей с карбюраторными двигателями могут столкнуться с тем, что упала мощность, ещё и при барахлящем или вышедшем из строя эконостате карбюратора. Его обычно просто меняют на новый.
  • Ещё дергания на скорости могут быть вызваны загрязнением эмульсионных колодца с трубкой, находящихся во второй камере карбюратора. Последний снимается и проблемные участки промываются с помощью керосина.
  • Также нередко причиной недостаточного количества топлива, поступившего в карбюратор, бывает забитый топливный фильтр. Обычно в этом случае особо заметны провалы по мощности при повышенных нагрузках. Устранить проблему можно, просто почистив и промыв сетку-фильтр, стоящую у входа в карбюратор.

Резко выжали газ — машину залихорадило

Скорее всего, отказал один из цилиндров двигателя. Если мотор четырёхцилиндровый, то принято говорить, что он начал «троить». Когда водитель довольно много времени проводит или достаточно регулярно садится за руль своего авто, то этот момент он обязательно почувствует. Для наиболее распространённых четырёхцилиндровых двигателей отказ одного цилиндра практически равен 25%-ой потере мощности.

При троении мотор элементарно не успевает нормально среагировать на резкое прожатие педали газа, плюс топливо из неработающего цилиндра не сгорает и выплёскивается прямо в катализатор. Ещё одним характерным симптомом будет повышенная вибрация и, соответственно, посторонний шум от неё.

Распространённые причины троения мотора и методы устранения

  • Барахлит датчик кислорода, регулирующий смесь топлива и воздуха, идущую в двигатель. Нужно просто проверить его мультиметром и заменить в случае поломки.
  • Смещение фаз газораспределения в двигателе. Берётся инструкция к автомобилю и согласно ей всё настраивается. Или обращаемся в знающему мастеру.
  • Ошибочное калильное число свечей зажигания. Снова в помощь мануалы. Уточняются все необходимые значения и затем ставятся новые свечи с нужными параметрами.
  • Сильная засорённость форсунок. Для начала их нужно снять. Следующим шагом будет установка их на специальный стенд, работающий по той же схеме, что и двигатель. После чего форсунки промываются созданным для этих целей раствором (сольвентом).
  • В случае с карбюраторными двигателями загвоздкой может быть неправильно работающий в карбюраторе ускорительный насос. Его можно снять, проверить распылитель на исправность и работу диафрагмы плюс осмотреть каналы клапанов. При сильном загрязнении упомянутых компонентов нужно хорошенько продуть всё сжатым воздухом, провести полную очистку.

Всё вышеописанное характерно как для бензиновых, так и для дизельных моторов с турбиной и без. Главное понимать, что первопричиной падения мощности является плохая топливная смесь, впрыскиваемая в цилиндры. А вот чем это вызвано: сбоем какого-либо датчика, засорившимся топливным фильтром или некачественным топливом, как раз и надо будет выяснить в ходе многочисленных проверок. Единственная рекомендация, если не уверены в своих силах — лучше обратитесь к специалистам.

Видео: троение дизельного двигателя

Что ещё нужно проверить, если есть подозрение на поломку (видеогид)

Дёргания автомобиля — вещь не из приятных, а причин этому может быть немало. Главное, чётко отследить, в какой момент максимально проявляет себя неисправность и как долго длится. Эти простые наблюдения помогут заметно сузить диапазон поиска настоящей причины «недуга» мотора, а, следовательно, быстрее привести его «в чувство».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 19 =