Содержание
Регенсбург. Лето 2006-го. С конвейера сходят последние изумительные купе E46 с атмосферными рядными “шестерками”. Пик популярности пришелся именно на третье поколение – реализовано 85 744 единицы культовых автомобилей с трековыми амбициями. В сентябре 2007-го эстафету приняла четвертая генерация – новый эталон драйва, вновь лучший образец конструкторского мастерства и свежий инструмент для еще более быстрого покорения Северной петли Нюрбургринга.
Купе БМВ М3 в кузове Е92: атлетика облика
Cотканный из дутых рельефных деталей и хищной оптики, M3 на фоне глянцевых заводских “троек” выделяют фирменный пакет M-аксессуаров в виде фигуристого обвеса, четырех хромированных насадок, бесподобных “жабр” на передних крыльях, спортивной кромки багажника и дисков с вновь сдвоенными тонкими спицами. Вычурные зеркала на ножках и крыша из армированного углеволокном пластика – действенные нововведения.
Интерьер БМВ E92 М3, на первый взгляд, идентичен гражданской конфигурации. Детальный же осмотр дает право утверждать, что изыски все же на месте:
- на передней панели – тисненная кожа под углепластик;
- оптимизированная комбинация приборов;
- любительские спортивные кресла с логотипами M на подголовниках;
- толстый кожаный руль, простеганный спартанскими цветными нитками;
- пестрая алюминиевая площадка под левую ногу.
Над эстетичным центральным тоннелем в базе возвышается необычайно удобный рычаг шестиступенчатой “механики”. За отдельную доплату площадкой владел селектор “робота” с двумя сцеплениями. Слева – суровый набор клавиш:
- Power, оголяющая нерв акселератора;
- DSC OFF, напрочь отключающая систему стабилизации;
- EDC, задающая одну из трех настроек для подвески.
Впрочем, место последней в базовых версиях занимала пластиковая заглушка. Амортизаторы с электронноуправляемыми клапанами – предложение сугубо опциональное: у подобного BMW M3 E92 цена автоматически повышалась на 100 000 р.
Прочь компромиссы: силовая структура купе
Превосходная эргономика, но отчуждающая холоднокровная структура панели, актуальный и неповторимый дизайн, но с примесью синтетики и гламура – модный стиль глубоко противоречит гоночной философии, благодаря которой в середине 80-х и появились М3. Впрочем, ценности M-серии прежде всего в технической начинке, задача которой – олицетворять передовые концепции спортивного характера.
В этом поколении силовую структуру настигли значительные перемены:
- под капотом устрашающе гудит атмосферная четырехлитровая V-образная “восьмерка”;
- опциональный робот M DCT Drivelogic профессионально клацает передачи;
- дифференциал GKN Viscodrive оперативно справляется со 100%-ной блокировкой.
Видоизмененный передний алюминиевый подрамник, реорганизованные рычажные конструкции подвесок, оптимизированная пара пружина-амортизатор, специально разработанные шины Michelin Pilot Sport PS2 245/40 – спереди и 265/40 – сзади: вот почему М3 Е92 солиднее серийной БМВ прописывает повороты.
Ультимативный грубый рокот рядной 3,2-литровой “шестерки” с 343 л.с. ушел в историю. Под рельефным капотом – более сбалансированный V8 с менее экспрессивным звуковым сопровождением:
- великолепная мощь – 420 л.с.;
- потрясающая монотонность тяги с пиком в 400 Нм при 3 900 об/мин;
- умопомрачительная “отсечка” на 8 400 об/мин;
- взлетная скорость – 290 км/ч.
Солидное купе с тугой педалью сцепления и туго “втыкающейся” второй, берет “сотню” за 4,8 с. Двухпедальные экземпляры и того быстрее – за 4,6 с.
Мотор S65B40 – гениальное произведение инженерной мысли. Создан на основе V-образной “десятки” S85B50 от M5/M6. Унифицированы поршни, шатуны, клапаны и клапанные пружины. Пакет технологичных решений впечатляет:
- впускной коллектор переменной длины;
- индивидуальный дроссель на каждый цилиндр;
- четыре фазовращателя (Double VANOS);
- система смазки с “мокрым” картером и двумя маслонасосами, упорно предотвращающими масляное голодание при перегрузках вплоть до 1,4g;
- блок цилиндров из кремний-алюминиевого сплава;
- алюминиевые поршни с термостойким покрытием.
Безнаддувный мотор с идеальной внешней скоростной характеристикой находится под чутким контролем системы Siemens MSS60, исключающей использование датчика массового расхода воздуха. Изделие не только мощнее, а и легче предыдущей рядной “шестерки” S54B32 (202 против 217 кг). Двадцатикилометровый Нордшляйф купе с “роботом” одолевает на 20 секунд быстрее предшественницы, оставляя позади тяжеловесов M5 E60 и M6 E63. Кроме того, цена M3 E92 была самой доступной в линейке BMW M-Performance – около 3,2 млн. р.
Разобраться в деталях и прочувствовать эксклюзивность BMW M3 E92 поможет видео тест-драйв:
Эксклюзивные версии
Настроения фанатов “сорок шестой” компания BMW подогрела, выпустив спецлинию настоящих легкоатлетов – М3 CSL (Coupe Sport Leichtbau) тиражом 1 383 штуки. Облегченная версия (1 385 кг против 1 549 кг) с форсированной до 360 л.с. и 370 Нм “шестеркой” была самым быстрым автомобилем BMW на Нордшляйфе (4,9 с. до “сотни”).
Нечто подобное 2009 году появилось и в четвертой генерации. Углепластиковое антикрыло и сплиттер с изменяемыми углами атаки, болтовой каркас безопасности, спортивные ковши Recaro, отсутствие мультимедиа, кондиционера, ограничителя скорости и смягчающего прекрасные звуки материала – портрет оранжевого трекового купе БМВ М3 GTS Е92 с невероятным набором инновационных технологических изяществ:
- заднее и боковое стекла – из поликарбоната;
- пассивные амортизаторы с регулировками на сжатие и отбой;
- шестипоршневые тормозные суппорты спереди и четырехпоршневые – сзади (в базе – исполнительный механизм с одним поршнем);
титановая выпускная система; - облегченные 19-дюймовые диски с трековой резиной Pirelli P Zero Corsa 225/35 – спереди и 285/30 – сзади.
Сногсшибательную “восьмерку” расточили до 4,4 л., сняв еще 30 л.с. и 40 Нм (450 л.с. и 440 Нм). При этом снаряженная масса урезана с 1 675 кг до 1 490 кг. Итог – образцовая энерговооруженность в 302 л.с./т против 250 л.с./т и самый быстрый выстрел “сотки” среди представителей M-Performance: 4,4 с. Тираж – 135 штук, цена – 5,5 млн. р.
Похожие изменения настигли в 2011 году и “четырехдверку”. Модифицированный пятиместный седан BMW M3 CRT – прежде всего широкая выставка возможностей собственной кузницы углепластиковых деталей, ведь CRT – это Carbon Racing Technology. Разница в цене седана и BMW M3 GTS E92 – около 1 млн. р., при этом в техническом плане автомобили одинаковы.
По какой цене продавался BMW M3 E92 на заре второго десятилетия 21-го века?
Конёк “эм третьих”, как ни странно, доступность. Тогда за Audi RS4 и Mercedes CLK 63 AMG требовали от 3 800 000 р., в то время как предложение от BMW невозможно было не назвать заманчивым – 3 260 000 р. Самая дорогая опция – семидиапазонный “преселектив” за 250 000 р. В противовес ему можно было набрать целый пакет аксессуаров:
- датчики дождя и света;
- адаптивные фары;
- камеру заднего вида;
- люк с электроприводом;
- навигацию;
- систему бесключевого доступа;
- электронноуправляемые амортизаторы.
Для модели М3 E92 был доступен и пакет БМВ Competition Package (300 000 р.), включающий в меру грандиозный арсенал мероприятий:
- уменьшение клиренса на 10 мм;
- корректировку спецнастройки системы стабилизации M Dynamic Mode;
- перенастройку гидроусилителя и подвески в спортивном режиме EDC;
- установку 19-дюймовых колес.
На вторичке нередко встречаются почти новые экземпляры 2012-2013 годов с несущественным пробегом в 10-20 тыс. км. по цене 2,3-2,6 млн. р. Более старшие купе с цифрами на одометре под 50-70 тыс. км. стоят около 1,5-1,9 млн. р. Экземпляры, “намотавшие” под 100 тысяч имеют ценник от 1 млн. р.
Резюме
- При вполне демократичной цене спортивное купе BMW M3 E92 – это великолепный автомобиль с избыточной поворачиваемостью, приспущенным электронным ошейником, четырехлитровой V-образной “восьмеркой” с паровозной атмосферной тягой в 400 Нм и потрясающей гоночной “отсечкой” на 8 400 об/мин, задним приводом и 100%-ной вязкостно-фрикционной блокировкой.
- Базовый спартанский набор – это шестиступенчатая “механика” и пассивные амортизаторы, что в сумме с гидроусилителем и полностью отключаемой системой стабилизации составляет концепцию аналогового управления.
- Семиступенчатая преселективная коробка передач и электронноуправляемые амортизаторы – это еще более экспрессивный разгон (4,6 с. против 4,8 с.), еще более сбалансированное управление и + 350 000 р. к базовым 3 260 000 р.
- BMW M3 GTS – облегченное купе с каркасом жесткости и форсированным мотором для трековых дисциплин. Заветный выстрел до “сотни” – 4,4 с.
- Последние “девяносто вторые” сошли с конвейера в 2013 году. Стоимость б/у экземпляров колеблется в диапазоне 1-2,6 млн. р.
Полная механика и отключаемая стабилизация – такие экземпляры прямо таки винтаж на современном рынке: в BMW действительно знают, как получать максимум наслаждения от процесса пилотирования.
Диву даешься, как баварцы умеют из атмосферников такие характеристики снимать. В сравнении с прежними эмками экстерьер у E92 – попса и уж точно не соответствует техническому совершенству.