ВАЗ 2109: порядок замены подшипника задней ступицы

Задняя ступица играет значимую роль в шасси каждого автомобиля. От состояния подшипника ступицы зависит не только экономическая составляющая часть содержания автомобиля (расход топлива, амортизация ходовой части), но и безопасность участников дорожного движения (ухудшение управляемости и манёвренности). При появлении каких-либо сомнений в правильности работы подшипника ступицы ВАЗ 2109 необходимо вовремя провести диагностику узла и произвести его замену своими руками.

Устройство и назначение задней ступицы

Диагностика и ремонт задней ступицы ВАЗ 2109 не требует наличия определённого образования, эта операция по силам многим автолюбителям. Однако для того чтобы выполнить необходимые мероприятия правильно, нелишне ознакомиться с устройством этого узла автомобиля.

Задняя ступица крепится на балке с помощью четырёх болтов.

Задняя балка ВАЗ 2109

Местоположение задней ступицы в автомобиле ВАЗ 2109

Сама ступица включает в себя несколько составляющих. На рисунке ниже можно увидеть их перечень и взаимное расположение.

Задняя ступица

Устройство задней ступицы авто

Из представленной инфографики уже можно сделать вывод, что ступичный подшипник представляет собой связующее звено между ступицей колеса и осью транспортного средства. К фланцу ступицы с помощью четырёх болтов крепится колесо, и вся эта конструкция вращается благодаря подшипнику качения.

В задачи, которые поставлены перед ступичным подшипником, входит:

  • обеспечение вращение колёс с минимальными потерями на трение;
  • бесшумность работы;
  • комфортное и лёгкое движение автомобиля;
  • надёжность и безотказность;
  • большой ресурс эксплуатации.

В свою очередь, подшипник представляет собой систему взаимосвязанных частей: обойму, пыльник, ролики и сепаратор.

Подшипник качения ступицы

Устройство подшипника качения ступицы

Колёсные подшипники работают в условиях приближенных к экстремальным:

  • перепады температур;
  • агрессивная среда (дорожные антигололёдные реагенты);
  • воздействие влаги;
  • удары из-за неровности дорог;
  • динамические нагрузки (разгон, торможение, резкие манёвры).

Проверяем ступичный подшипник

Проверку состояний подшипников ступиц следует производить не только в интервалах, определённых заводом-изготовителем, но и во время каждой диагностики автомобиля. При осмотре необходимо определить правильность вращения колеса, которое не должно иметь свободного осевого смещения (люфта). С этой целью нужно действовать в приведённой ниже последовательности:

  • Поднимаем на домкрате заднее колесо и придаём ему рукой крутящий момент, при этом не должно возникать ни посторонних шумов, ни «журчания» роликов;
Проверка работы подшипника

Раскручиваем колесо автомобиля по часовой стрелке, проверяя его на наличие посторонних шумов

  • Поочерёдно, в разных плоскостях, расшатываем колесо перпендикулярно оси ступицы. Действуем одновременно двумя руками.
Проверка колеса на вертикальный люфт

Проверка на люфт производится раскачиванием колеса в вертикальной плоскости

Обязательно тестируем заднюю ступицу на наличие вертикального и горизонтального люфтов.

Проверка колеса на горизонтальный люфт

В горизонтальной плоскости люфт встречается реже, но диагностика этой неисправности обязательна

  • В первом случае происходит проверка на наличие коррозийных «раковин» и чистоту дорожки роликов, во втором — проверяется износ беговых дорожек, где не должно быть замечено даже небольшого люфта.
Наружная обойма подшипника

Пример износа беговой части наружной обоймы подшипника

Видео: как самостоятельно проверить колёса автомобиля на наличие люфта

Алгоритм замены подшипника

В гаражных условиях заменить ступичный подшипник не так сложно, как кажется. Опытный автолюбитель проведёт эту операцию за несколько часов. Новичку же следует либо попросить о помощи умельцев-любителей, либо доверить эту операцию специалистам автосервиса.

Инструмент для проведения работ

При замене ступичного подшипника нам понадобятся:

  • молоток;
  • вороток;
  • деревянный брусок;
  • удлинитель (труба, монтировка);
  • головка на «30»;
  • накидной ключ на «12»;
  • щипцы;
  • тиски;
  • съёмник типа «краб».

Как снять колесо: пошаговая инструкция

Чтобы провести ремонтные работы быстро, а главное, качественно, придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Ставим автомобиль на ровную площадку.
  • Напротив ремонтируемого колеса (по диагонали) устанавливаем противооткатные упоры.
Подготовка к ремонту

Схема установки противооткатных упоров

  • Поддомкрачиваем колесо. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, коробку переключения передач лучше всего оставить на первой или задней передаче.

  • Снимаем защитный колпак, затем головкой на «30» с помощью усилителя откручиваем гайку ступицы.
Откручивание гайки ступицы

Пример использования усилителя для откручивания гайки ступицы

  • Отмачиваем проникающими жидкостями шпильки креплений барабана, ждём несколько минут и откручиваем их (в нашем случае грани шпилек сорвались, вынимая их, пришлось действовать по обстановке).
Шпильки прикипели

Откручиваем «прикипевшие» шпильки подручными средствами

  • Проверяем ручной тормоз, он должен быть не задействован.
  • Взявшись двумя руками за противоположные стороны, тянем тормозной барабан на себя. Если он не снимается, обстукиваем его с противоположной стороны молотком через деревянный брусок. Обрабатываем деталь по всей площади, добиваясь её равномерного смещения.
Тормозной барабан

Обстукиваем тормозной барабан с помощью бруска

Во время работы необходимо действовать неторопливо и аккуратно, чтобы избежать перекосов тормозного барабана или его повреждения, например, скола краёв.

Снимаем тормозной барабан

Пользуясь случаем, проверяем толщину тормозных накладок и состояние рабочего тормозного цилиндра (тест на протекание)

  • С помощью «клещевого» съёмника, имеющего поворотные захваты, стягиваем фланец ступицы с посадочного места. Выставляем в центр подшипника «клещевой» съёмник.
Клещевой съёмник

Закручивая болт, демонтируем фланец ступицы «клещевым» съёмником

  • При отсутствии съёмника разрешено воспользоваться подручными средствами или же, прикрутив обратно колесо, можно пытаться стянуть фланец рывками.
Используем подручные средства

Сбиваем фланец ступицы аккуратно, не допуская перекосов

  • В итоге получаем такую картину: «голый» шток цапфы ступицы.
Шток цапфы ступицы

Мы освободили шток цапфы ступицы: цель проводимых мероприятий достигнута

  • К сожалению, не всегда подшипник остаётся внутри ступицы.
Внутренняя обойма подшипника

Демонтируем внутреннюю обойму подшипника с помощью съёмника или аккуратно смещаем её зубилом (главное, не повредить посадочное место подшипника)

  • Если внутренняя обойма подшипника осталась на цапфе, вытаскиваем из ступицы внешнюю обойму с сепаратором. Для этого удобно использовать щипцы.
Щипцы

Сжимаем и вытаскиваем щипцами стопорное кольцо

  • Переворачиваем ступицу и устанавливаем её на тиски.
Подходящая проставка

Резкими ударами молотка выбиваем подшипник

  • Берём подходящую по диаметру проставку и помещаем её под фланец.
Результат «выпрессовки»

Чтобы достигнуть желаемого результата «выпрессовки», не забываем поставить проставки под фланец

  • Внимательно осматриваем посадочные места подшипника как на цапфе, так и на внутренней части ступицы на наличие радиальных задиров, свидетельствующих о проворачивании подшипника. В противном случае дефектный узел следует заменить.
Посадочное место

Очищаем посадочное место от грязи мелкой наждачкой, затем смазываем его и наружнюю часть внешней обоймы консистентной смазкой

  • Ступичный подшипник автомобиля ВАЗ 2109 закрытого типа, то есть он смазан на заводе-изготовителе и перед установкой не требует дополнительной подготовки.
  • Дальнейшая установка подшипника на посадочное место может производиться с помощью приспособлений для запрессовки.
Плоскость обоймы

Выставляем плоскость обоймы строго параллельно ступице, аккуратно запресовываем, затягивая шпильку

  • Разрешено устанавливать подшипник «дедовским» способом, с помощью молотка. Вначале аккуратно, лёгкими ударами, «заводим» подшипник в ступицу.
Заводим подшипник в ступицу

Когда подшипник оказывается в ступице, усиливаем удары, целясь строго по её центру

  • Для окончательной «посадки до упора» используем старую наружную обойму как вставку и производим удары уже по ней до характерного глухого звука.
  • Устанавливаем на место стопорное кольцо. Для этого специальными щипцами сжимаем его.
Сжимаем стопорное кольцо

После того как стопорное кольцо встало на место, аккуратно отвёрткой и молоточком подбиваем его плотнее в канавку

  • Ставим ступицу в сборе с подшипником на цапфу. Держим деталь двумя руками: равномерно, предварительно устанавливаем ступицу.
Двумя руками устанавливаем ступицу

Аккуратно устанавливаем ступицу, примеряясь к внутренней обойме

  • Прикладываем к внутренней обойме оправку подходящего диаметра.
Внутренняя обойма

Резкими ударами молотка запресовываем ступицу на цапфу

  • Затем закручиваем гайку до упора.
Закручивание гайки

Закручиваем гайку, не забывая надёжно закернить её края

  • Гайка ступицы закручивается с моментом затяга примерно в 19–23 кг*метр (это довольно-таки большое усилие), и если у вас нет динамометрического ключа, то необходимо использовать усилитель длиной примерное с метр и затягивать гайку с усилием, в два раза превышающем усилие затяжки колёсных гаек.
  • Собираем заднее колесо в обратной последовательности.

Видео: замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 своими руками

В заключение хотелось бы порекомендовать владельцам автомобилей отнестись к состоянию ступичных подшипников более внимательно. Даже небольшой посторонний шум уже является сигналом водителю о внеплановой диагностике и ремонте ступичного узла. Примите к сведению: откладывая ремонт, вы провоцируете создание дорожно-транспортного происшествия, которое неминуемо произойдёт при разрушении неисправного подшипника и последующего заклинивания колеса.