Установка и подключение сигнализации на авто своими руками

Автомобильная сигнализация защищает машину от посягательств мошенников, помогая водителю вовремя отреагировать на сигнал и предотвратить её угон. При попытке вскрыть автомашину противоугонное устройство заблокирует двери, издавая громкие звуки, которые слышны на расстоянии, так что вой сирены сразу отпугнёт потенциальных угонщиков. И даже в том случае, если какие-нибудь «умельцы» взломают дверной замок, завести двигатель не получится, поскольку его запуск также будет заблокирован противоугонной системой. Для оборудования авто противоугонным устройством можно обратиться к специалистам по техобслуживанию в автосервис, но это будет стоить немалых денег. Поэтому каждый водитель решает сам, тратиться ему на установку в автосервисе или подключить сигнализационную систему в машину своими руками. Для выбирающих второй вариант, с помощью пошаговой инструкции и прилагаемым схемам монтажа, эта техническая процедура будет досягаемой и понятной.

Назначение и устройство автомобильной сигнализации

Для начала поймём, как устроена сигнализация. В комплектацию простейшей сигнализационной системы входят следующие основные элементы:

  1. Центральный блок. Он является центром противоугонной системы, отвечающим за её работу. Представляет собой микросхему, осуществляющую приём, обработку и воспроизведение сигнала. Располагается, как правило, под панелью приборов. Это место удобно тем, что мало заметно для посторонних глаз и там находится общая электропроводка, к которой легче всего подвести сигнализацию, чтобы не протягивать провода через автомобильный салон.
  2. Антенна. Имеет вид небольшой коробки. Обычно размещается внутри салона под зеркалом заднего обзора. Установка антенны требует соблюдать правило, при котором кузов автомобиля не должен с ней контактировать, а идущие к антенне провода должны быть не сильно натянуты и иметь некоторый запас.
  3. Датчик удара. Прибор по виду похож, как и антенна, на коробочку со специальными лампочками. Устанавливается по центру пола в салоне и жёстко крепится к кузову автомобиля. Это место позволяет распределить работу датчика равномерно по всему автомобильному кузову. Датчик имеет регулировочные винты для правильной настройки чувствительности прибора.
  4. Аварийная кнопка. Напоминает дверной звонок, но меньший по размеру. Кнопка имеет скрытое расположение и в то же время она должна иметь возможность для удобного нажатия. Она полностью отключает сигнализацию в том случае, если потеряется брелок с пультом управления либо произойдёт сбой системы, при которой не запустится двигатель и двери автомобиля будут заблокированы.
  5. Сирена. Название этого устройства говорит само за себя. Для сирены выбирают место под капотом автомобиля и располагают так, чтобы её чашечка смотрела вниз, иначе внутрь прибора может попасть влага. Проводка сирены должна быть скрытой, чтобы к ней было не подобраться ни с какой стороны, даже если она проходит под автомобилем.

Фотогалерея: элементы сигнализационной системы

Помимо основных функций, сигнализационная система автомобиля может иметь некоторые дополнительные функции:

  • двустороннюю связь, когда на брелоке есть экран, транслирующий на расстоянии то, что происходит с автомашиной;
  • обратную связь посредством доставки сообщений на сотовый аппарат автовладельца или голосовой информации на пейджер при наступлении тревожного сигнала о состоянии автомобиля;
  • автозапуск, когда двигатель можно запустить прямо с брелока;
  • программное управление замками на дверях автомобиля с помощью дистанционного пульта;
  • другие функциональные возможности, обеспечивающие комфортное использование противоугонного устройства.

Умный брелок

Большинство современных автосигнализационных систем управляются посредством брелока-радиопередатчика со встроенным импульсным модулем. С брелока подаётся команда к центральному блоку на включение и отключение сигнализации и другие запрограммированные действия, например, запуск двигателя и отпирание/запирание дверей. Работа брелока основана на том, что одновременно с подачей команд изменяются коды доступа как на брелоке, так и на всей сигнализационной системе. Перекодирование происходит в три этапа:

  1. Брелок вступает во взаимодействие с системой охраны.
  2. На основании поступивших данных от центрального блока к брелоку поступает сигнал.
  3. Одновременно с подачей сигнала в схеме брелока меняется кодировка системы охраны.

Управление сигнализацией с брелока происходит при помощи нескольких кнопок, от двух до пяти, в зависимости от вида и модели брелока. Он может быть оснащён небольшим жидкокристаллическим экраном, но бывает и без него. К брелоку принято подвешивать ключи от машины, он может иметь такие функции, как часы с будильником, таймер и другие полезные дополнения.

Брелок автосигнализации

Управление сигнализацией с брелока производится при помощи специальных кнопок

Одной из важных и полезных функций, встроенных в схему брелока-передатчика, является модуль дистанционного запуска двигателя автомобиля. Рассмотрим её подробнее.

Функция автозапуска

Автоматический запуск автомобиля особенно актуален в холодное время года, когда из-за низкой температуры воздуха автомашине требуется предварительный прогрев двигателя перед тем, как водитель сядет за руль. Двигатель начинает работать по сигналу, поступающему с центрального блока на модуль автозапуска сигнализации. Сигнал может идти как с пульта брелока, так и с кнопки, установленной на приборной панели. Эта опция, по сути, заменяет поворот ключа зажигания водителем.

Следует помнить, что перед дистанционным автозапуском двигателя автомобиль необходимо снять с охраны, иначе сработает звуковой сигнал сирены, поскольку сигнализация отреагирует на автозапуск, как на попытку угона машины. Некоторые сигнализационные устройства с наличием обратной связи поддерживают дополнительные модули автозапуска и позволяют дистанционно заводить двигатель, не снимая с автомобиля охрану.

Дистанционный автозапуск пользуется успехом у водителей, так как даёт возможность завести обогрев двигателя прямо из дома. Но у брелока всё же ограничены возможности радиуса действия. Поэтому автозапуск работает не дальше двора, в котором припаркован автомобиль. Но завести двигатель дистанционно, если машина находится в подземном гараже, из окна своей квартиры вряд ли удастся.

Автозапуск двигателя

Дистанционный запуск автомобиля особенно актуален зимой, когда требуется прогреть двигатель прежде, чем сесть за руль

GSM-модуль

Сигнализация с модулем GSM устроена таким образом, что информация о тревожном состоянии автомобиля проходит через каналы сотовой связи на телефон владельца. Радиус действия информационной сети ограничен зоной покрытия сотового оператора. Оповещение о тревожном случае производится посредством доставки SMS-сообщения на номер телефона, находящийся в памяти системы, в режиме реального времени. При этом автовладелец может находиться далеко от своей машины и контролировать её на расстоянии.

Для функционирования GSM-устройства в блок управления сигнализации вставляется SIM-карта оператора сотовой связи. Таким образом, происходит процесс обратной связи центрального блока автомобиля с его владельцем, как между двумя телефонными абонентами. Доставка сообщения на телефон происходит за несколько секунд, так что реакция на сигнал тревоги автовладельцем может успеть предотвратить попытку угона машины даже на дальней дистанции.

Важно, что при помощи модуля GSM можно отследить местонахождение и маршрут передвижения автомобиля даже в том случае, если злоумышленник сумеет его угнать.

Установка на авто своими руками

Процесс установки сигнализации на автомобиль по силам практически каждому автолюбителю, но требует ответственного подхода к этой задаче. Остановимся на некоторых моментах, которые следует учитывать перед началом монтажа сигнализации, чтобы избежать серьёзных ошибок:

  1. Процесс установки по силам практически каждому автолюбителю, но требует ответственного подхода к этой задаче. Остановимся на некоторых моментах, которые следует учитывать перед началом монтажа сигнализации, чтобы избежать серьёзных ошибок:
  2. Из всего многообразия брендов сигнализации существует столько же разнообразных схем, на которые нужно ориентироваться при монтаже охранного устройства. Схема является главным руководством к действию.
  3. Если автосигнализация сделана собственными руками, при её подключении важно понимать, куда и какие провода надо подсоединять.
  4. При монтировке устройств с GSM-модулем необходимо тщательно изучить, какие функции выполняют те или иные датчики, и правильно выполнить программирование системы.
  5. Заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы, которые понадобятся для электромонтажных работ.

Инструменты и материалы для монтировочных работ

До начала монтировочных работ надо подготовить и разложить перед собой все компоненты сигнализации. Для её монтажа нужно иметь под рукой следующие инструменты и материалы:

  • крестообразная отвёртка, чтобы откручивать панели;
  • ключ торцевой на 10 мм с воротком;
  • обычный нож или плоскогубцы, чтобы зачистить провода;
  • липкая изоляционная лента чёрного цвета;
  • моток двустороннего скотча;
  • прибор для замера напряжения или мультиметр;
  • кусок поролона средней толщины;
  • обрезки дополнительных проводов на случай удлинения электрошнура.
Комплект автосигнализации

Перед установкой сигнализации подготавливаем и раскладываем все необходимые компоненты

Определяем место установки сигнализации

Начнём с выбора места посадки центрального блока. В качестве удачной площадки для него можно выбрать область позади приборной панели. Перед тем как посадить туда блок, его надо обернуть поролоном, затем примерить, насколько это место будет удобно для его фиксации. Важно, чтобы блок не мешал другим приборам. Для правильной установки центрального блока стоит обратить внимание на несколько простых правил:

  1. Располагать блок предпочтительно внутри салона, в незаметном для посторонних глаз месте, чтобы злоумышленникам к нему было трудно подобраться.
  2. Возле блока не должно быть трущихся о него предметов и деталей, например, тросики, тяги и др.
  3. Монтировать блок не следует рядом с системой отопления и возле источников повышенной влаги — кондиционеров, воздуховодов и пр.
  4. Избегать непосредственной близости блока с антеннами, радиостанциями, сотовыми телефонами.
Место установки центрального блока

Центральный блок устанавливают внутри салона в удобном и скрытом от посторонних глаз месте

Для датчика удара оптимальным местом будет также салон автомобиля, и устанавливать его лучше по центру. Здесь прибору будет обеспечена одинаковая чувствительность к ударам с разных сторон машины. Крепить датчик надо жёстко, чтобы избежать излишних срабатываний сигнализации по любому ложному поводу, например, при лёгком порыве ветра или от звука близко проезжающих грузовых машин. Место установки датчика должно быть труднодоступным и незаметным. Это может быть площадка позади ручного тормоза.

Место датчика удара в автомобиле

Место установки датчика удара должно быть труднодоступным и обеспечивать одинаковую чувствительность к ударам с разных сторон автомобиля

Место для расположения сирены определяют в подкапотном пространстве. Звуковой прибор можно поместить там, где крепятся дворники, прямо под ними. Провода сирены совмещаем с проводами дворников и прокладываем рядом. Для этого крепление дворников надо разобрать, а после установки сирены снова собрать и закрепить болтами. Сирену надо устанавливать чашкой вниз, чтобы в ней не скапливалась влага. Местом монтировки сирены может быть моторный отсек. Из салона протягиваем провода в подкапотную область, потом прикрепляем силовой кабель ко входу со знаком плюс и соединяем с проводом, по которому идёт подача напряжения во время поворота ключа зажигания в центральном замке.

Место расположения сирены

Сирену располагают в подкапотном пространстве чашкой вниз, чтобы в ней не скапливалась влага

Как правильно подключить

Установив в выбранном месте центральный блок сигнализации переходим к её подключению. Здесь придётся руководствоваться схемой. Для разных типов сигнализации предусмотрено своё место управления блоком центрального замка. Поскольку у каждого типа замка своя схема подключения, будем рассматривать разные виды центральных замков для выборочных моделей некоторых популярных автомобилей.

  1. ЦЗ управляется положительным импульсом. Эта схема применяется в автомобилях БМВ, «Рено» и некоторых моделях «Форд». Методика подключения следующая. Берём обычный пробник с лампочкой и ищем провод, при подаче на который плюса двери будут закрываться. Если выходы слаботочные, то можно подсоединяться просто к найденным проводам, используя соответствующие диоды. Если выходы силовые, то разомкнутые контакты подключаются на плюс, замкнутые контакты не подключаются, а общие контакты — к контактам, которые мы обнаружили.
  2. ЦЗ управляется отрицательным импульсом. Эту схему используют все автомобили «Опель», «Тойота», «Лада Гранта», «Лада Калина», «Лада Приора», ВАЗ 2114, ВАЗ 2110–2111 со штатным центральным замком. Ищем минусовой провод управления и подаём на него минус. Если выходы слаботочные, то можно подключаться просто к найденным проводам, используя соответствующие диоды. Если выходы силовые, то разомкнутые контакты подключаются на минус, замкнутые контакты не используются, а общие контакты — к тем проводам, которые были обнаружены.
  3. ЦЗ с управлением переменной полярностью. Большая часть американских автомобилей укомплектована именно этой системой. Особенность подключения — соединение не с сигнальным проводом, а с силовым. То есть, по такой же схеме ищем не один, а два провода, которые управляют мотором актуатора. При закрытии замка ток проходит по одному проводу, а при открытии — по второму. Подключаться придётся не к блоку управления, а непосредственно к проводам, которые идут из двери. Поэтому их нужно будет разрезать и впаивать сигнализацию в разрыв. В такой схеме подключение будет следующим — разомкнутые контакты идут на плюс, замкнутые идут на кнопку управления, а общие — на актуатор.
Схема подключения сигнализации

Общая схема подключения сигнализации к центральному блоку автомобиля

Чтобы установка автомобильной сигнализации прошла успешно, надо правильно соединить каждый выход устройства с массой машины, с поворотниками, с лампочками открывания дверей, с проводом запуска мотора.

  1. При подключении к поворотникам находим на оборотной стороне капота лампочки, отвечающие за включение поворотов. Используя мультиметр, пробираемся к проводу, питающему лампочки током.

  2. Затем находим отрицательный провод, соединённый с лампочкой открывания дверей. При открытии двери мультиметр покажет 12 В, а при её закрытии на приборе высветится нулевая отметка.

  3. В некоторых автомобилях контролем запуска двигателя управляет тахометр. К этому прибору присоединяем три провода — первый с плюсом, второй с минусом, третий с отрицательным импульсом. Подключение проводим к контакту со значком IG. Аналогичным способом соединяем сигнализацию с лампочками аварийного давления.

Доводчики стёкол и контактные датчики

Чтобы дверные стёкла могли закрываться автоматически во время постановки автомобиля на охрану используют так называемые доводчики. Они представляют собой небольшой блок, который располагается внутри ближайшей к водителю двери. Это объясняется тем, что водитель управляет всеми необходимыми кнопками, которым необходимо быть всегда под рукой. После монтажа этого блока больше никакие провода протягивать из двери и выводить наружу не надо. Устанавливать блок желательно поближе с кнопками управления стеклоподъёмниками.

Доводчики стёкол

При постановке на охрану используют доводчики стёкол, которые монтируют внутри водительской двери

Кузовная область автомобиля охраняется различными контактными датчиками:

  • концевыми выключателями;
  • кнопочными выключателями;
  • микропереключателями.

Датчик наклона

Срабатывает в тот момент, когда машина наклоняется, например, во время её погрузки на платформу эвакуатора или при поднятии автомобиля домкратом.

Датчик ускорения

С помощью его включается реакция на неестественное положение кузова, например, при сильном порыве ветра, пониженном давлении в шинах или просадке грунта.

Датчик движения

Благодаря ему фиксируются любые перемещения в салоне автомобиля. А также происходит реакция на движения, происходящие рядом с автомашиной на улице.

Подключение к багажному и капотному концевикам

Производить подключение сигнализации к автомобилям, в которых предусмотрены штатные конечные выключатели капота и багажника, следует согласно приведённой ниже схеме.

Схема подключения к капоту и багажнику

На этой схеме наглядно показано, как подключить сигнализацию к концевикам капота и багажника автомобиля

На схеме показана последовательность проводки сигнализации к багажному и капотному концевым отсекам. В разрыве провода концевиков предусмотрен диод, необходимый в электрооборудовании автомобиля особенно там, где бывает задержка освещения, проходящего через эти цепи.

Проводку дверных замков, как и всю другую проводку сигнализации, не следует производить снаружи. Во-первых, это выглядит не эстетично. Во-вторых, провода могут подвергнуться внешним воздействиям. В-третьих, наружное расположение проводки может облегчить задачу нейтрализации охранной защиты для потенциальных угонщиков.

Соединительные концы проводов надо обязательно оборачивать изоляционной лентой. Это убережёт проводку от короткого замыкания, из-за которого может произойти самопроизвольное отпирание дверей и загореться электропроводка.

Монтаж устройства с функцией автозапуска

К установке сигнализации с автозапуском двигателя требуется отнестись с особым вниманием. Вместе с прилагаемой к устройству инструкцией и схемой монтажных работ следует руководствоваться дополнительными правилами:

  • центральный блок надо устанавливать в таком месте, где нет прямого контакта с влагой, близких источников тепла и радиоволн;
  • во избежание изгиба и обрыва проводов, их рекомендуется продевать в специальные резиновые трубки;
  • проводку нельзя производить в местах с повышенной влажностью;
  • недопустимо, чтобы разъёмы проводов соприкасались с металлическими деталями кузова;
  • скрученные в жгут провода требуется обматывать качественной изолентой.

Сигнализацию с обратной связью и автозапуском при желании может установить практически любой владеющий навыками монтажных работ автолюбитель. К каждому устройству прилагаются инструкции и схемы. После монтировочных работ охранной системы необходимо провести проверку функционирования:

  • три сигнала — установка прошла неудачно;
  • если только один сигнал — всё хорошо.

Важно добавить, что установка сигнализации с автозапуском имеет сложный процесс. Если собственного опыта по монтажным работам подобных устройств недостаточно, лучше не рисковать. Хотя в комплекте с сигнализацией имеется необходимый инструктаж, во время монтажа могут произойти конфликты внутри всей охранной системы, с которыми сумеет разобраться только специалист.

Видео: установка сигнализации на «Ладу Гранту» с автозапуском

Подключение световой сигнализации

Световая сигнализация — это мигание светом передних или задних фар. Её можно организовать двумя способами:

  1. Подключаясь к сигналам по направлению поворота надо подвести проводку к выключателю аварийной сигнализации, там соединяются провода бортовых указателей поворотов.
  2. Подключаться к основным фарам надо через контакты реле ближних световых сигналов, то есть не напрямую к проводу соединения с фарами, а с помощью реле.

Настраиваем на стабильную работу

После установки и подключения необходимых компонентов противоугонной системы необходимо произвести её настройку. Эта работа заключается в регулировке датчика удара. На датчике располагаются специальные регулировочные винты, которыми настраивается чувствительность сигнализации к ударам и другим воздействиям относительно корпуса автомобиля. Чтобы правильно отрегулировать сигнализацию, произведём следующие действия:

  1. Отключаем аккумулятор.

  2. Выключаем режим охраны и входим в режим программирования.

  3. Следуя инструкции, вносим необходимые изменения, которые устройство сохраняет в своей памяти.

  4. Шкала чувствительности имеет несколько уровней, обычно их бывает десять.

  5. Регулировку производим при помощи кнопок или винтов, смотря какого типа сигнализация установлена.

  6. Если на шкале видим ноль, это означает деактивацию датчика.

  7. Если цифра равна десяти, значит, чувствительность максимальная.

  8. По заводским настройкам шкала чувствительности имеет примерно 4-й или 5-й уровень.

  9. Регулируем датчик, постепенно уменьшая или увеличивая степень восприятия.

  10. Пробуем несколько раз слегка ударить ладонью по кузову.

  11. Определяем степень силы воздействия, при которой срабатывает датчик.

  12. Если необходимо, проводим повторную проверку для более точной корректировки.

Видео: автосигнализация своими руками

На этом мы завершаем обзор установки, подключения и регулировки автомобильной сигнализации и приступаем к практическим действиям.

Даже если автомобиль постоянно отдыхает в гараже или на охраняемой парковке, это не панацея от угона или взлома. К сожалению, угонщики очень изобретательны. Угнать авто могут и со стоянки, и даже с хозяином внутри салона. Случается, что машину угоняют среди дня на оживлённой трассе, выкидывая из неё водителя. В том числе воруют и грабят автомашины, которые оснащены новейшей сигнализацией. И всё же, чем сложнее система охранной защиты, тем менее вероятно, что ваш железный конь станет добычей хищников. Поэтому не стоит пренебрегать современными устройствами сигнализации, чтобы сохранить свой автомобиль целым и невредимым. Тем более установить охранную защиту можно не только с помощью автосервиса, но и собственными руками. Творческого настроя, успешной работы и удачного вождения!