О чём говорит маркировка на колёсных дисках: расшифровка обозначений, обзор параметров, советы по выбору

Колёса или диски, как их принято называть в обиходе, при всей своей внешней простоте — очень важный элемент, от которого зависит безопасность движения. Чтобы покупка новых дисков не превращалась для автолюбителей в «русскую рулетку», почти все мало-мальски значимые параметры автомобильных дисковых колёс жёстко регламентированы стандартами. И одно из важнейших требований «колёсных» стандартов во всём мире — это наличие и содержание маркировки. Чтобы разобраться в её нюансах, нужно знать правила расшифровки заводских обозначений.

Какая информация содержится в надписях на автомобильных дисках

Строго говоря, «диски», которые мы приобретаем в магазинах автозапчастей, на самом деле никакие не диски, а колёса. И маркировка «дисков» обычно наносится не на него, а на обод колеса.

ГОСТ Р 52390–2005 «Колёса дисковые» определяет колесо, как вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо состоит из двух основных частей: обода и центрального диска.

Внимательное изучение маркировки поможет вам не только убедиться, что эта конструкция прошла испытания и её использование будет безопасным, но и понять, а подойдёт ли колесо для установки именно на ваш автомобиль.

Как расшифровать маркировку

Все диски, независимо от того, литые они или штампованные, имеют стандартную маркировку. Обозначение в любом случае должно содержать:

  • латинскую букву I или S, обозначающую, является ли колесо «идентичным» (I), то есть точно таким же, как колёса, которые устанавливались на серийные автомобили, или специальным (S), проходившим сертификацию без «привязки» к какому-либо автомобилю. Для элементов, которые были включены в состав сертифицированного автомобиля (оригинальных), маркировка буквой не наносится, но на них может быть указано обозначение завода-изготовителя автомобиля и номер по каталогу запчастей;
  • наименование изготовителя или торговую марку;
  • обозначение профиля обода колеса;
  • размер вылета обода в миллиметрах;
  • дату изготовления (как минимум месяц и год);
  • заводской номер (обозначение).

Что означают цифры на ободе

Маркировка обода состоит из следующих обозначений:

  • контур обода (форма бортовой закраины);
  • номинальный диаметр (обычно в дюймах);
  • номинальная ширина (тоже обычно в дюймах);
  • условный знак неразъёмного обода (на всех современных легковых автомобилях обод неразъёмный — знак «х»).
Диски и шины

Маркировка колёсных дисков всех производителей подчиняется одинаковым правилам

Расшифровка обозначений на колёсах легкового авто

Например, на диске автомобиля мы нашли такую запись: КрКЗ UA 16 06 5 1 / 2 JxH2 ET47 560 226.15. Читаем:

  • КрКЗ — Кременчугский колёсный завод;
  • UA — Украина;
  • 16 06 — июнь 2016 года;
  • 5 1 / 2 — ширина обода 5,5 дюйма;
  • J — форма бортовой закраины обода. Как правило, ободья с диаметром от 13 дюймов имеют форму закраины J, меньшие — B;
  • x — обод неразъёмной конструкции;
  • H2 — исполнение посадочных полок: H означает наличие специального выступа для использования бескамерных шин, 2 — то, что такой выступ выполнен как на наружной, так и на внутренней стороне обода (если цифры 2 нет, то выступ H имеется только на наружной стороне обода). Для бескамерных шин, кроме исполнения выступа H, встречаются колёса с исполнением FH.
  • ЕТ47 — вылет обода 47 мм. Вылет — это расстояние, которое нужно мерить от привалочной плоскости диска до центральной плоскости обода;
  • 560 — максимальная статическая нагрузка на колесо 560 килограммов;
  • 226.15 — заводское обозначение колеса.

Кроме знаков обязательной маркировки, на колесо обычно наносится условное обозначение присоединительных размеров дисков:

  • LZ — количество крепёжных отверстий;
  • PCD — диаметр расположения отверстий;
  • DIA — диаметр центрального отверстия.

Часто количество крепёжных отверстий указывается вместе с PCD в виде 4х98, 5х112 и т. п.

Основные размеры колёсного диска

Все основные размеры диска должны соответствовать рекомендациям изготовителя автомобиля

Выбираем колёсный диск на машину по всем правилам

Даже начинающий водитель понимает, что не каждое колесо подходит к тому или иному автомобилю. Чтобы выбрать диск, оптимально подходящий для конкретной машины, нужно тщательно изучить его параметры. Рассмотрим наиболее важные из них.

Изготовитель автомобиля

Любой производитель колёс перед началом продаж обязан провести испытания, сертифицировать модель и тем самым подтвердить безопасность использования своей конструкции. Поэтому наименование изготовителя необязательно должно быть определяющим при выборе колеса. Однако тут могут быть нюансы. Поэтому перед покупкой есть смысл почитать отзывы в интернете, возможно, побеседовать с соседями по стоянке, если на их машинах диски того же завода. Случается, что заводские колпаки колёс свободно садятся на обод другого изготовителя, но болтаются при поездке. Соответственно, ездить на новых дисках с такими колпаками не рекомендуется.

Как подобрать ширину обода

Ширину обода выбирайте из диапазона, указанного в руководстве по эксплуатации автомобиля. Более широкий, чем допустимо, обод с большой шиной может привести к задеванию колёс за детали подвески или кузова. Если не при поворотах с большим радиусом на ровной площадке, то на неровной дороге во время перемещений в колёсной арке одновременно с поворотом.

Если шины у вас уже есть, то выбирать ширину обода надо под их ширину. Каждой ширине шины сопоставлен ряд размеров ободьев. Если вы выбираете самый широкий обод из этого ряда, то пятно контакта шины с дорогой будет шире, она будет лучше цепляться за дорогу. Однако при этом шина станет легче пробиваться и слабее прижиматься к закраине обода, что чревато потерей герметичности на неровностях дороги, когда давление в шине ниже нормы.

На узком ободе шина крепче держится за закраину обода, но при этом её сцепление с дорогой хуже, и она легче «подламывается» под действием боковых сил в повороте. При этом надо понимать, что отличия, о которых мы говорим, минимальны и в нормальной эксплуатации практически незаметны, поскольку все они находятся в пределах, допускаемых изготовителем.

На что влияет конструкция обода

При покупке конструкции ободов эксперименты неуместны, особенно при использовании бескамерных шин. Мы же не хотим, чтобы шина слетела с обода на полном ходу. Выбираем обод в строгом соответствии с указаниями завода-изготовителя.

Размеры обода

Основные размеры обода — его ширина и посадочный диаметр — выбираются в строгом соответствии с параметрами шины

Допустимый вылет диска

Положительное значение вылет имеет в том случае, когда обод смещён от привалочной плоскости внутрь автомобиля. Часто любители тюнинга выбирают колёса с меньшими вылетами, вплоть до отрицательных. Они полагают, что так машина выглядит «круче», поскольку из-за увеличившейся колеи она более устойчива на поворотах. Отчасти это верно, но надо понимать, что конструкторы автомобиля выбирают вылет колеса тоже не просто так.

Положение средней плоскости обода относительно оси поворота колеса определяет «плечо обката» — очень важный параметр в контексте управляемости автомобиля. Уменьшая вылет колеса, мы увеличиваем плечо обката, из-за чего возрастают усилие на руле, отдача на руль при наезде одним колесом на неровность, нагрузка на рулевые наконечники и подвеску.

Ступица колеса рассчитывается на определённый вылет, поэтому его изменение как в одну, так и в другую сторону плохо сказывается на долговечности подшипника ступицы. И так же, как в случае с большой шириной шины, возможны задевания колеса за детали автомобиля.

Вылет диска

Вылет колёсного диска должен строго соответствовать рекомендациям завода или быть очень близким к этому

Как рассчитать грузоподъёмность диска

Находим на автомобиле табличку заводских данных и смотрим в ней максимальную допустимую нагрузку на оси. Из них выбираем ось с наибольшей нагрузкой, цифру нагрузки делим пополам. Это минимальная грузоподъёмность диска, которая подходит для вашего автомобиля. Можно брать диск с большей нагрузкой, но недопустимо — с меньшей. Диск с грузоподъёмностью, значительно превышающей необходимую для вас, приобретать также не стоит, потому что он тяжелее, а значит, сильнее нагружает ходовую и увеличивает расход топлива. Да и стоит он, по логике, заметно дороже.

Как определить диаметр PCD

Диаметр расположения отверстий для крепёжных болтов в диске должен чётко соответствовать диаметру в ступице. Даже если различие покажется вам незначительным, не пренебрегайте им. Возможно, при небольшом несоответствии болты можно будет без проблем закрутить, но из-за неравномерного давления на кромку отверстия они очень быстро ослабнут. Потеря колеса в движении — это неизбежное ДТП и часто с очень серьёзными последствиями.

Почему важно выбирать правильный размер DIA

Диаметр центрального отверстия важен не меньше предыдущего параметра. Практически все колёса легковых автомобилей спроектированы так, что нагрузка от колеса на ступицу передаётся через центральное отверстие. Болты же служат для фиксации колеса и передачи тормозного усилия и крутящего момента, если колесо ведущее. Даже небольшое несовпадение диаметров в посадке колеса на ступицу будет приводить к биению колеса. Отверстия будут разбалтываться, болты — слабеть, и снова ничего хорошего нас не ожидает.

Видео: как должны маркироваться диски и где узнать их параметры

Чтобы приобрести диски, идеально подходящие вашему автомобилю, необходимо измерить диаметр колёс и посмотреть обозначения на их ободах. Помните, что выбор диска — это всегда вопрос вашей безопасности. Чтобы чувствовать себя на дороге спокойно и уверенно, внимательно читайте маркировку и приобретайте диски, соответствующие вашему автомобилю.