Два способа уменьшить сумму транспортного налога для элитного автомобиля

Русский народ всегда ищет хитрые способы, чтобы обойти некоторые законы своего государства, в том числе в части уплаты транспортного налога. Прослеживается такая тенденция — для владельцев недорогих легковых автомобилей сумма вполне доступна — в среднем около 2 тыс. рублей в год. По-другому обстоит дело для собственников мощных и элитных машин, плата за которые составляет несколько десятков тысяч рублей по ставке транспортного налога. С одной стороны, такое решение справедливо — если ездишь на «крутой» иномарке, то будь готов платить по полной, да и нагрузка на проезжую часть от тяжёлых машин больше. С другой стороны, само государство неоднократно даёт повод усомниться в правильности его действий, что и подталкивает многих автовладельцев к поиску путей уменьшения сборов за пользование машиной и дорогами.

Что такое транспортный налог

Транспортным налогом называется налог, которым облагаются владельцы зарегистрированных транспортных средств. Он относится к региональным сборам. Сумму налога, сроки, порядок уплаты и льготы по нему устанавливают депутаты органов исполнительной власти в регионах Российской Федерации, опираясь на рекомендации федерального центра.

Статья 35 Конституции РФ указывает, что каждый гражданин может обладать имуществом в собственности на законных основаниях. Он имеет право владеть им, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению, а также может выполнять эти действия самостоятельно или вместе с другими лицами.

Автомобиль рассматривается как объект права собственности. Здесь важно отметить, что, согласно российскому законодательству, владелец транспортного средства может не ездить на своей машине, не иметь водительских прав и даже передать автомобиль в доверительное управление, однако налогоплательщиком будет именно собственник автомобиля.

Большая и маленькая модель Rolls-Royce

Транспортный налог зависит от мощности двигателя: чем меньше машина, тем ниже сумма налога

Обязанность уплачивать транспортный сбор появляется, меняется и прекращается по основаниям, установленным налоговым законодательством РФ. Налогоплательщиком в этом случае является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Им может быть частный владелец или предприятие. Налогами облагаются легковые автомобили и автобусы, мотоциклы и мотороллеры, тракторы и дорожно-строительная техника (то есть любые колёсные, гусеничные машины и механизмы). Также к объектам налогообложения относятся лётные суда, железнодорожный и водный транспорт, снегоходы, мотосани и другие виды наземных средств, являющихся частной собственностью.

Для полного понимания сути рассматриваемого понятия стоит знать, какие транспортные средства не облагаются транспортным налогом. К ним относятся:

  • угнанные транспортные средства, числящиеся в розыске (кража должна подтверждаться документально);
  • специальные легковые автомобили для инвалидов, а также малолитражки мощностью до 100 л. с., которыми обеспечивают своих подопечных органы социальной защиты;
  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т. д.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам;
  • самолёты и вертолёты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Как расходуется транспортный налог

Логично, что суммы, уплачиваемые автовладельцами за право пользоваться дорогами общего назначения, должны тратиться на содержание проезжей части автомагистралей. Налоговым кодексом РФ разрешено регионам самим устанавливать нормы отчислений, которые могут отличаться от рекомендуемых федеральным центром значений, но не более чем в 10 раз. Поскольку целевое назначение этих средств нигде не оговорено, они просто включаются в бюджет республики, края или области. На содержание дорог тратятся далеко не все собранные деньги, например, часть всегда отдаётся местным муниципалитетам для погашения дефицита расходных статей. Практика аудита показала — отчисления от транспортного налога идут на что угодно, но только не на строительство и ремонт дорожных магистралей. Поэтому на практике во многих регионах удручающее состояние асфальтового покрытия шоссе и улиц в городах.

Мужчина читает Налоговый кодекс РФ

На законодательном уровне транспортное налогообложение регулируется главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации

Налоговая служба утверждает, что транспортный сбор платят лишь 80% собственников автомобилей. То есть из каждой тысячи владельцев двести не вносят деньги в казну, а тратят их на своё усмотрение.

Сумма отчислений за транспортный налог автомобилей зависит от мощности двигателя, а также региона регистрации автомобиля. За год транспортный налог может составлять от 600 до 50 тыс. рублей и более. Причём многие водители не интересуются тем, как тратятся эти деньги, а между тем на содержание дорог имеются целевые средства, выделяемые из федерального центра. Они формируются за счёт акциза на бензин и дизельное топливо. С каждой заправки определённая сумма отчисляется в дорожный фонд, который и отвечает за обслуживания дорог общего пользования.

Вывод: целевые деньги из государственного бюджета на содержание старых и строительство новых автомагистралей используются не эффективно, а деньги с транспортного налога реже всего тратятся на дорожную сферу.

От чего зависит величина транспортного налога

Сейчас по всему миру наблюдается распространение экономического кризиса. Многие люди ужесточили контроль над расходованием своих средств. В связи с этим знание величины транспортного налога для большинства автовладельцев, во-первых, полезно, потому что есть много хитростей, как его не платить совсем или существенно снизить размер платы, во-вторых, необходимо, чтобы знать, как исчисляется транспортный налог, и в-третьих, насущно — осведомлённость поможет при покупке новой машины.

Сегодня региональные ФНС рассылают собственникам автомобилей счета на оплату транспортного налога, который зависит от следующих факторов:

  • место, где было зарегистрировано транспортное средство;
  • категория ТС (грузовое, легковое, специальное, другое);
  • мощность двигателя;
  • возраст автомобиля;
  • время владения транспортным средством.

Однако пока многих автовладельцев не интересует вопрос о том, как правильно рассчитать транспортный налог. Они полагают, что это обязанность налоговой службы. Но время ревизии всех расходов уже наступило. Оттого всё больше семей начинают учитывать факторы, влияющие на величину платежей по этому налогу, чтобы принять решение о переходе на более экономичную модель личной машины.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Ст. 361 Налогового кодекса РФ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/74259166683667ce2b14c160952f1885c5b83961/

Автомобиль Bugatti Veyron 16.4 Supersport

Звание самой дорогой, мощной и быстрой машины 2017 года получил новый сверхскоростной автомобиль Bugatti Veyron 16.4 Supersport, стоимость которого составляет 122 276 440 рублей

С 2014 года в НК РФ внесли изменения, касающиеся тех автомобилей, цена которых больше 3 миллионов рублей.

Таблица: повышающие коэффициенты ставки для дорогих автомобилей в зависимости от возраста

Средняя стоимость легкового автомобиля
миллионов рублей
Возраст
автомобиля
(лет)
Размер коэффициента,
повышающего ставку
транспортного налога
3–5 2–3 1,1
3–5 1–2 1,2
3–5 не больше года 1,5
5–10 не более 5 2
10–15 не более 10 3
свыше 15 не более 20 3

Таблица: ставка транспортного налога из НК РФ для легковых автомобилей и мотоциклов в зависимости от мощности двигателя

Категория транспортного средства Мощность двигателя
(л.с./кВт)
Ставка налога
в (рублях) на одну
лошадиную силу
легковой автомобиль до 100/73,55 2,5
легковой автомобиль от 100 до 150/от 73,55 до 110,33 включительно 3,5
легковой автомобиль от 150 до 200/от 110,33 до 147,1 включительно 5
легковой автомобиль от 200 до 250/от 147,1 до 183,9 включительно 7,5
легковой автомобиль от 250/от 183,9 15
мотоциклы и мотороллеры до 20/14,7 включительно 1
мотоциклы и мотороллеры от 20 до 35/от 14,7 до 25,74 включительно 2
мотоциклы и мотороллеры от 35/от 25,74 5

Так как регионы имеют право изменять ставку транспортного налога в 10 раз и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения, рекомендуемый показатель в 2,5 рубля может поменяться от 25 копеек до 25 рублей. Диапазон достаточно большой. Для примера приведём ставки в некоторых районах в 2017 году.

Таблица: ставка транспортного налога в зависимости от мощности двигателя по некоторым регионам

Категория
ТС
Мощность
двигателя
(л.с.)
г. Москва
(руб.)
г. Санкт-Петербург
(руб.)
Амурская
область
(руб.)
Нижегородская
область
(руб.)
Челябинская
область
(руб.)
Чеченская
Республика
(руб.)
Магаданская
область
(руб.)
Забайкальский
край
(руб.)
легковой
автомобиль
до 100 12 24 15 22,5 7,7 7 6 7
легковой
автомобиль
100–150 35 35 21 31,5 20 11 8 10
легковой
автомобиль
150–200 50 50 30 45 50 24 12 20
легковой
автомобиль
200–250 75 75 75 75 75 48 18 33
легковой
автомобиль
от 250 150 150 150 150 150 91 36 65
мотоциклы от 20 7 10 6 9 4,6 3 2 3
мотоциклы 20–35 15 20 12 18 7,7 6 5 6
мотоциклы от 35 50 30 30 27 50 12 12 13

Если сравнить ставку налога на транспорт в регионах, то можно увидеть довольно большую разницу. Самыми дорогими являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, так как это территории с развитой инфраструктурой. Небольшие ставки установлены в республиках Кавказа и на Дальнем Востоке. Это можно объяснить уровнем заработков, плотностью дорожного движения и количеством зарегистрированных автомобилей в областях.

Кто освобождён от уплаты

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Ст. 356 Налогового кодекса РФ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ebffe252460062304dce3fdc51ee8b5b4c50d164/

Полностью освобождаются от уплаты транспортного налога следующие категории граждан:

  1. Герои Советского Союза, России, Социалистического Труда; полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы.
  2. Ветераны ВОВ, боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике.
  3. Инвалиды I и II группы.
  4. Один из родителей, у которых на иждивении находится ребёнок-инвалид.
  5. Многодетные родители.
  6. Граждане, имеющие проблемы со здоровьем в результате испытаний атомного оружия или Чернобыльской катастрофы.
  7. Собственники маломощных автомобилей (не больше 70 л. с.).
  8. Организаторы Олимпиады-2014 в Сочи и Чемпионата Мира по футболу-2018, члены Российской футбольной организации, многие высокопоставленные чиновники и сотрудники спецслужб.
Мужчина за рулём автомобиля

Льготы на транспортный налог имеют участники ВОВ

Из представленного перечня только многодетные семьи имеют неопределённый статус. Проблема заключается в том, что этот вопрос не отрегулирован на федеральном уровне. Поэтому в различных регионах многодетными считаются семьи с разным количеством детей: где-то такой статус получают семьи с тремя детьми, а в иных и с пятью или больше. В некоторых областях к этим категориям относятся инвалиды III группы, пенсионеры по возрасту, ветераны труда РФ. В других регионах вводят дополнительную группу граждан и предприятий, которым дают до 50% льготной оплаты транспортного налога. Такое решение принимается депутатами законодательных органов субъектов РФ.

Видео: кто лишится льготы на транспортный налог

Как избежать уплаты транспортного налога законным способом

Внимательно изучив все нюансы этого фискального сбора, можно заключить следующие выводы:

  • ощутимая выгода получается только для элитных легковых автомобилей мощностью от 150 л. с. и выше;
  • наилучший вариант — зарегистрировать «монстра» в республиках Северного Кавказа, где ставки намного ниже, чем в промышленно развитых центрах.

При этом нужно учитывать один аспект — владелец машины должен быть прописан в этом регионе. Если собственник хочет зарегистрировать автомобиль на себя, он должен найти эту возможность. Ситуация упрощается благодаря временной регистрации. Такой способ стал распространённым не очень давно. Органы РЭП ГИБДД ставят на учёт машину в том регионе, где у владельца имеется вкладыш с официальной отметкой паспортного стола о временной регистрации. Если у водителя есть родственники, друзья или хорошие знакомые, которые дадут ему эту возможность, транспортный налог или совсем не платится (например, в Чечне не взимают сбор с владельцев машин до 150 л. с. включительно) или значительно уменьшается. В Москве стоимость сбора за спортивный автомобиль мощностью 300 л. с. составляет 45,9 тыс. рублей, а в Адыгее — всего 19,5 тыс. рублей.

Водитель может получить выгоду от регистрации своего элитного автомобиля в другом регионе, поставив машину на учёт через доверенное лицо. Это может быть ваш родственник, приятель, хороший знакомый. Но такой вариант чреват плохими последствиями. Никаких официальных документов на этот счёт составлять нельзя — это противозаконно. И если с человеком, на имя которого оформлена машина, что-то случится, настоящий приобретатель потеряет все права. Вряд ли наследники согласятся вернуть владельцу дорогой автомобиль. К тому же стоит учесть и такой факт — скидка на транспортное средство даётся, как правило, только на один автомобиль. Поэтому круг поиска льготников значительно сужается. Привлекательными регионами для оформления элитного транспортного средства по временной прописке и на новое лицо считаются: Хакасия, Адыгея, Тува и другие национальные республики.

Вывод: сэкономить на уплате транспортного налога можно в двух случаях:

  • зарегистрировать машину в «выгодном» регионе;
  • доверить постановку автомобиля на учёт «выгодному» лицу.

Однако, риск должен быть разумным, чтобы не лишиться дорогой вещи.

Видео: как не платить транспортный налог пресс-конференция ФАР

Последствия неуплаты транспортного налога

При уклонении от уплаты этого вида сбора можно быть уверенным, что спокойная жизнь закончится. Единицы грамотных автовладельцев могут в судебном порядке доказать свою правоту. Для основной массы ситуация примет следующий оборот: если вовремя не сделать платёж за пользование личным автомобилем, наступит сначала административная, а потом и уголовная ответственность. Налоговое законодательство допускает наложение штрафа в размере 20% от той суммы, которая не была выплачена в бюджет региона. На 2017 год допущено ужесточение до 40%, если в действиях собственника налоговая инспекция усмотрит умысел.

Но здесь нужно учитывать ряд аспектов. Платить транспортный налог надо только в том случае, когда придёт официальное уведомление от районного отделения ФНС. Многое зависит от оперативности почты. Письмо должно быть вручено под личную подпись. Если послание до владельца не дошло, оснований для платежа нет. Штраф всегда можно оспорить в суде. Для этого в исковом заявлении необходимо указать конкретные причины, которые не позволили вовремя заплатить налог. Срок давности транспортного налога составляет 3 года.

Государство несёт полную ответственность за ситуацию в стране. Если есть работа и достойная оплата, граждане без проблем будут оплачивать все положенные налоги. Из-за экономической обстановки людям приходится оптимизировать свои расходы. Поэтому неудивительно, что владельцы дорогих машин ищут законные способы избежать или существенно снизить транспортный налог.

Юрий Яковлев

Добрый День! Меня зовут Юрий. Мне 67 лет.